Диагностика способности к самостоятельному решению

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Методика «Диктант для робота»

Для робота надо составить программу грамотного письма, ведь он не может как человек угадать написание букв. Если он не знает правила, то вообще не напишет никакой буквы (дума-т, слыш-т).

Робот знает то, что и дети данного класса. Сегодня он вместе с детьми пишет словарный диктант, пропуская неизвестные орфограммы.

Детям предлагается написать словарный диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:

«пишу букву, т.к. могу доказать» «не пишу букву, т.к. не могу доказать»

ЖИВУ (жить) ЖИТ-ЛЬ

КОЗА (козы) КОЗЛ-К

НА СКАЛЕ (скалы) НА МОР-

ПЯТЕРКА (пять) П-СЕЛОК

Здесь приведен образец выполнения задания «Диктанта для робота», построенного на материале орфографии корня слова. После того, как дети изучили способы проверки безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов (и только в корнях), проверку умений самостоятельно действовать по освоенному алгоритму удобно проводить на подобном словарном материале. После изучения каждого следующего класса орфограмм, материал надо подбирать заново.

Интерпретация результатов

1. Нулевой уровень диагностируется в том случае, если ребенок ни одного слова из правого столбика не записал с пропуском.

2. Безошибочное выполнение задания свидетельствует о высоком умении.

3. Количество ошибок есть мера недоразвития умения самостоятельно решать учебные задачи.

Методика «Орфографические софизмы»

Здесь детям предлагаются умышленно ложные рассуждения, формально кажущиеся правильными. Ложность рассуждений состоит в том, что хорошо известный способ действия предлагается применить за границами его применения. Ребенку предлагается либо согласиться с таким рассуждением, либо опровергнуть его. Опровержение как раз и состоит в том, что ребенок самостоятельно указывает на границы применения известного способа действия.

Материал методики

Бланк задания, которое дается каждому ребенку. Задание представляет собой мини-диалог учителя и учеников.

1. Учитель: Какую букву надо писать в слове П-ТАЧОК?

Вера: Букву Е

Учитель: Объясни, почему ты так думаешь? (Вера молчит)

Я поднимаю руку и отвечаю.

Я:……………

2. Учитель: Проверьте безударную гласную в корне слова ЗАП-СЫВАЕТ.

Ася: Пишется И: проверочные слова ПИСЬМА, ПИШЕТ.

Учитель: Замечательный ответ! А ты согласен (согласна) с Асей? Хочешь добавить, уточнить?

Я:……………

3. Учитель: Заполните пропуск в слове ЗЕМЛ-НИКА. Вспомните что название этой ягоды произошло от слова ЗЕМЛЯ. Спелые ягоды земляники почти лежат на земле.

Боря: Надо писать ЗЕМЛЯНИКА: проверочное слово ЗЕМЛЯ.

Учитель: Как ты считаешь, Боря правильно ответил?

Я:……………

4. Учитель: Заполните пропуск в слове ЗВЕЗД-ЧКА

Саша: Проверочное слово ЗВЕЗДА. Пишу А.

Учитель: Кто хочет оценить Сашин ответ?

Я:……………

5. Учитель: Надо вставить пропущенную букву в слове Р-ДОВОЙ. А что обозначает это слово?

Лена: Рядовой – это солдат, не офицер.

Учитель: Какую букву ты вставила?

Лена: Е

Учитель: Ты уверена?

Лена: Нет. Надо писать И

Учитель: Кто поможет Лене выбрать правильную букву?

Я:………………

6. Оксана: Слово ИССЛ-ДОВАТЬ я проверила родственным словом ИССЛЕДУЕТ. Пишу букву Е.

Учитель просит тебя оценить ответ Оксаны.

Я:………………..

7. Валя: Слово УЧ-НИК можно проверить однокоренным словом УЧЕБНИК. Пишу с буквой Е. УЧЕНИК.

Учитель: Как ты считаешь, Валя правильно рассуждает?

Я:………………… 

8. Наташа: Безударную гласную в слове РЫБ-ЛОВ я проверила ударной гласной в родственном слове РАБАК. В этих словах корень одинаковый, и вообще оно они обозначают одно и то же. Пишу РЫБАЛОВ.

Учитель: Оцени, пожалуйста, ответ Наташи.

Я:……………………

Процедура эксперимента.

На карточках отражены интересные эпизоды разных уроков в виде диалогов учителя с учениками. В каждом диалоге вам предлагается сказать последнее слово. Там везде около последней недописанной реплики стоит слово «Я». Я – это каждый из вас. Вам надо:

а) внимательно прочесть эпизод;

б) подумать, что бы ты лично сказал в этом случае, если бы присутствовал на этом уроке;

в) записать свой ответ.

После этого учитель читает вслух каждую оценку, еще и еще раз объясняя, где дети должны записать свои ответы (около слова «Я» на пустой строчке).

Когда дети начинают работать самостоятельно, никакой содержательной помощи учитель не дает, но подбадривает каждого ребенка, обратившегося с вопросом: «У тебя очень интересная мысль. Запиши ее. И переходи к следующему заданию».

Оценка результатов и их интерпретация.

При оценке результатов решения задания следует сгруппировать в 4 группы:

1) Задачи 1 и 5 – это задачи «без подвоха». Они показывают, насколько ученик владеет способом проверки корневых орфограмм в стандартной (школьной) ситуации применения этого способа.

2) Задачи 2 и 6 – это неверно поставленные задачи. В обоих словах вместо безударной гласной, требующей проверки, пропущена гласная ударная, которую надо писать по слуху. Правильный ответ в этих случаях примерно таков: «Слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ проверять не надо: Е под ударением. Оксана делает лишнюю работу». Согласие с ответом Оксаны означает не столько неумелое обращение со способом действия, сколько некритичное отношение ребенка к некорректно составленному заданию учителя. Если ребенок ошибается лишь в этих заданиях, а в остальных софизмы решает верно, это указывает на то, что уже появившаяся у него способность буквально блокироваться в присутствии взрослого: ребенок как бы уступает взрослому наиболее разумную часть действия. Подобные ложные школярские установки корректируются прежде всего в условиях совместной работы со сверстниками.

3) Задачи 3 и 7 представляют собой наиболее сложные для разоблачения софизмы, ибо здесь ложное рассуждение приводит к правильному результату. Если ученик ориентируется на результат, а не на способ его получения (подчеркнем, что задача прямо требует оценки способа!), то ответ будет неверным, например: «Валя (задача 7) рассуждает верно. Слово ученик можно еще проверить словом УЧЕНЬЕ». Правильный ответ должен содержать указание на неправомерность самого способа проверки: «В слове УЧЕНИК корень УЧ. Безударная гласная в суффиксе. Ее нельзя так проверять».

4) Задачи 4 и 8 представляют собой ложное рассуждение, приводящее к ложному результату. Ложность результата дети, как правило, улавливают, но ответы типа: «Наташа ошиблась, потому что в слове РЫБ-ЛОВ надо писать О» — не могут быть признаны верными. В правильном ответе должно содержаться указание на ошибку в способе действия: «Безударная гласная между корнями. Ее нельзя проверить с помощью родственных слов» или «В проверочном слове ударная гласная в суффиксе, а не в корне»…

Правильные ответы ребенка в задачах 3, 4, 7, 8 являются показателем его умения самостоятельно действовать с орфографическим материалом.

Теги : методика Диктант для робота, интерпретация результатов, методика Орфографические софизмы, оценка результатов грамматической работы

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 2447 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!