Эмоциональная окраска голоса

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится
(В. Г. Белинский)

Эмоциональная окраска голоса — важнейшая часть культуры речи каждого человека. Она скрывает в себе не только эмоциональную нагрузку, но и смысловую. Эмоциональную окраску голоса другими словами можно назвать тоном. Он передает настроение говорящего, его отношение к предмету речи, к собеседнику, оппоненту или слушателю, а также внутреннее эмоциональное состояние автора слов, их произнесших. К примеру, каждому из нас не стоит никакого труда понять, что крик собеседника означает его несогласие с вышесказанным, возмущение, злость, раздражение, а улыбка в голосе наоборот говорит о расположении к собеседнику, позитивном настрое на разговор, а, возможно, даже и о счастливом внутреннем состоянии говорящего.

Эмоции делают речь живой, а тон определяет весь ход диалога либо монолога. Только благодаря им мы можем распознать отношение собеседника к предмету разговора. Всё дело в том, что одно и то же слово может нести разную смысловую нагрузку. В данном случае я имею ввиду не слова-омонимы, а слова с единственным значением.

Возьмем, к примеру, слово «спасибо». Изначально в понимании каждого человека оно является словом благодарности, показателем вежливости, словом, к которому каждые родители приучают своего ребенка. «Спасибо», сказанное спокойным тоном либо с улыбкой в голосе, действительно так и воспринимается человеком, которому адресована благодарность, оставляет после себя позитивное впечатление и желание ещё раз помочь или быть полезным. Но тут же представим и другую ситуацию: «спасибо», сказанное грубым тоном либо с пренебрежением в голосе. Восприятие этого слова в данном случае будет совсем другим и будет нести совсем другую смысловую нагрузку. Оно может говорить о недовольстве, неудовлетворенности ответом или даже о дурном воспитании говорящего. После такого «спасибо» остаётся исключительно неприятное ощущение и негативное ощущение к говорящему. Таким образом, придавая голосу различную интонацию, можно добиться кардинально разного эффекта от сказанного.

Конечно же, слово «спасибо» не единственное, которое может менять свой смысл в зависимости от тона произношения. Этот же принцип действует практически на любое сказанное слово.

Также возможна ситуация, когда сказанное различным тоном слово может принимать еще и противоположное значение. Как ни странно, самым ярким примером могут являться слова-антонимы «да» и «нет». В зависимости от соответствующей интонации, окраски или тона голоса они могут меняться местами, принимая значения друг друга.

Иногда при соответствующем произношении некоторые слова могут утрачивать свой смысл и восприниматься слушателем так, как того хотел добиться говоривший, правильно подобрав тон и придав голосу соответствующие эмоции. И также наоборот, при использовании неправильного тона голоса вся речь теряет привлекательность и не воспринимается должным образом. Какое бы интересное и увлекательное произведение не декламировал говорящий, какую бы интересную историю не рассказывал, используя неправильный тон или не придав своему голосу должной эмоциональной окраски, его речь вряд ли высоко оценят слушатели. Поэтому, на мой взгляд, каждому человеку необходимо работать над культурой своей речи, постоянно контролируя тон своего голоса и его эмоциональную окраску.

Рассуждая над знаменитой фразой Виссариона Григорьевича Белинского, которая стала афоризмом, я не могу с ней не согласиться. Ведь, в самом деле, не имеет большого значения, какое слово было сказано. Имеет большее значение, с какой интонацией оно было сказано. Опустив слова, лишь тоном голоса можно обидеть или порадовать слушателя. Поэтому, развивая свою устную речь и постоянно контролируя её, можно любым словом добиться желаемых эмоций собеседника, тем самым расположив его к себе.

Теги : выражение эмоций голосом, другие эмоции, характер эмоции, окраска голоса, эмоции крик

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 3036 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!