Эстетическое воспитание детей средствами музыки

Цель воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Очевидно, что сформировать такого человека — прекрасного во всех отношениях — не решая при этом задачи эстетического воспитаний, невозможно.

В системе эстетического воспитания — чрезвычайно вели­ка роль художественного воспитания, которое «…имеет своей целью приучить еще с детского возраста правильно воспри­нимать художественные произведения, художественное твор­чество, искусство вообще и жизнь природы, имеет целью научить эстетически наслаждаться как теми продуктами че­ловеческого таланта, которые предназначены для этого, так и природой, явлениями человеческой жизни, которые носят на себе.., светлый отпечаток».

Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое и почетное место в эстетическом и художественном воспитании.

Палитра музыки столь богата, ее язык столь гибок, что в нем находятся созвучия любому движению души человече­ской, любому явлению материального мира. Справедлива из­вестная мысль: когда умолкает слово — начинает звучать музыка. Все, то что не подвластно слову, не находит, в нем своего выражения, находит своеобразное выражение в му­зыке удивительно ярко, полно и многогранно воспевает музы­ка неповторимо прекрасную гармонию природы. Уже поэтому приобщение к музыке — это и приобщение к гармонии при­роды, важный фактор гармоничного развития самого че­ловека.

Музыка — искусство, обладающее особенно большой си­лой эмоционального воздействия на человека, сопутствует всем знаменательным актам жизни человека и человечества, в буквальном смысле «выпрямляет душу человека» (В. А. Сухомлинский). Приобщение к музыке,- понятие и постижение её тайн оставляют неизгладимый след во всем духовном обли­ке человека, придает ему гармоничность и эстетическую, за­вершенность. Невозможно переоценить роль музы­кального воспитания в формировании всесторонне и гармо­нично развитой личности.

Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Че­ловек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрас­ного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее. Восприимчивость к красивому не только обогащает духовно, но и направляет его поступки, поведение, на добрые дела или, как говорил композитор Д. Б.  Кабалевский, «прекрасное пробуждает доб­рое». Поэтому одной из задач воспитания ребенка в семье является развитие у пего чувства прекрасного, т. е. эстетиче­ской восприимчивости ко всему окружающему. Восприни­мая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружаю­щее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре. Если ребенок не посещает д/сад, то родители пол­ностью берут заботу о его музыкальном образовании на се­бя: нельзя лишать его возможности петь, плясать, слушать музыку. Дети, посещающие д/сад, получают музыкальное воспитание под руководством музыкантов-педагогов. Роди­тели должны интересоваться, чему учат ребенка на музыкаль­ных занятиях в д/саду.

У дошкольников, как и у взрослых, есть потребность вы­ражать свои чувства, настроение в песне, так как песня явля­ется важнейшим средством музыкального воспитания ребен­ка. В детском саду учат детей петь  выразительно, непри­нужденно, звонким голосом, напевно и легко. Детей учат брать дыхание между музыкальными фразами, перед нача­лом пения, удерживать его до конца музыкальной фразы. От детей требуют отчетливо произносить слова песни, одно­временно начинать и заканчивать песню, петь без напряже­ния, плавным, легким звуком. В процессе пения у ребенка развивается музыкальный слух, чувство ритма. Вкусы у де­тей разнообразные, их необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

Песни для пения надо выбирать доступные, достаточно выразительные.

Рекомендуем следующий репертуар:

Для детей 3—4 лет песни: «Зайчик ты, зайчик», «Пету­шок», «Ладушки», муз. рус. нар., «Дед-Мороз», «Пирожки», муз. Филиппенко, «Машина», муз. Покатенко. Очень любят дети песни «Цыплята», муз. Филиппенко. «Корова», муз. Раухвергера.

Для детей 4—5 лет: «Дождик, дождик пуще», «Две тет­ради», «Барабанщик», «Санки», «Елочка», муз. Красева, «Кошка», муз. Витлина, «Паровоз», муз. Компанейца.

Для детей 5—6 лет: «Урожайная», «Детский сад», «По малину в сад пойдем», «Про лягушек и комара», муз. Филип­пенко, «К нам гости пришли», «Гуси-гусенята», муз. Алек­сандрова, «Праздник», муз. Иорданского, «Голубые санки», «Дед-Мороз», муз. Витлина, «Песня о Ленине», муз. Красе­ва и др.

Для детей 6—7 лет: «Падают листья», «Зимняя песенка», муз. Красева, «Гуси», муз. Филиппенко, «Без труда не проживешь», муз. Агафонникова, «Хорошо у нас в саду», «Елоч­ная», «Встречаем май», муз. Герчик, «Веснянка», укр. нар. песня, «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, «О Лени­не», муз. Александрова и др.

Родители должны знать, что ребенок поет в д/саду и вызвать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в д/саду. Если песня незнакома, надо обратиться к вос­питателю и музыкальному руководителю с просьбой дать ее слова. Разучите с ребенком текст и ваш ребенок с удо­вольствием будет исполнять песню дома,

Дети часто обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение. Мама Ромы заметила, что мальчик, играя дома в военную игру, напевает маршевую мелодию. Он пытается петь и на улице, и по дороге в детский сад. Когда мама спросила, что за мелодию он исполняет, Рома ответил: «Это «походный марш» Кабалевского, с этим марщем можно идти в бой».

Можно организовать различные игры с песнями. Напри­мер, «Игра в магазин». Про­давец — ребенок, подавая требуемый диск покупателю, должен голосом воспроизвести мелодию. От «продавца» тре­буется и чистота звучания, и правильная передача мелодии, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Можно орга­низовать и такие игры, как «Определи песню по ритму», «От­гадай» и др. Следует поощрять игры, в которых дети исполь­зуют песню. Обучая детей пению в домашних условиях, необ­ходимо охранять голоса детей. Родителям следует знать, что нельзя петь на улице в сырую, холодную погоду, нельзя детям пить холодную воду и есть мороженое в разгоряченном состо­янии, во избежание простуды. Нужно учить детей петь без кри­ка. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио.

Это наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Инте­рес у родителей к музыкальной деятельности детей помогает воспитывать любовь и интерес к музыке. Семья — главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре. Наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному воспитанию является слушание музыки.

Слушая музыку (а сейчас имеется большой вы­бор для детей), дети учатся различать характер музыкальных произведений, но ребенок воспринимает глубже и осмысленнее музыку, если взрослый познакомит его с их содержанием, используя для этого небольшой образный рас­сказ, стихотворение, расскажет об отдельных ярких сред­ствах музыкальной выразительности. Например, «Марш дере­вянных солдатиков», муз. Чайковского. Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянный — это игру­шечный марш (послушаем вместе с ребенком). «Песня жаво­ронка», муз. Чайковского. «Есть такая птичка — жаворонок. Она особенно хорошо поет. Поет красиво, звонко, нежно и летает легко и быстрое

Можно прочитать стихотворение:

«На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню громкую запел

В Лазури жаворонок звонкий».

Пусть дети узнают, что музыку пишут композиторы, народ, пусть запоминают имена компози­торов.

Все сведения о музыке нужно закреплять показом карти­нок, игрушек, портретов композиторов.

Нельзя принуждать ребенка помимо его желания слушать музыку. Надо заинтересовать его чем-то необычным, на­пример, близким, знакомым образом. «Хочешь я дам послу­шать тебе песенку, где петушок поет, лошадка скачет?» Такое прослушивание ненавязчиво, интересно для ребенка, особенно, если оно сопровождается игрой, показом игрушки, картинки.

В домашних условиях можно, использовать «Музыкаль­ную шкатулку», из которой дети попеременно достают иллю­страции тех произведений, которые они хотели бы послу­шать.

Можно поиграть в игру «Кто больше?». Ребенок должен узнать данного композитора, назвать его произведения. На­пример, показывая портрет П. И. Чайковского, ребенку предлагается назвать все произведения этого композитора с которыми он знаком. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются (у кого больше, у мамы или у ребенка).

Таким образом, слушание музыки в записи является приемом, расширяющим кругозор детей.

Исключительные возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. Организуются циклы музыкальных передач, кон­церты для детей. В результате слушания этих передач у де­тей расширяется кругозор, накапливается репертуар люби­мых песен, пьес, исполнение которых в передачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слу­шают такие передачи.

Как организовать слушание? Для маленького слушателя надо создать соответствующую (под­готовку) обстановку, помогающую ему сосредоточиться. Не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными поясне­ниями. Пусть вслушивается, сосредоточивается, вдумывается. Перед прослушиванием оперы вместе с ребенком надо вспомнить книгу, сказку по теме предстоящей передачи, рас­смотреть картинки, объяснить, что по этой книге композитор написал музыку — создал оперу. Такие занятия приносят успех тогда, когда родители заранее знают о передаче, когда к ней готовятся.

Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с Буратино, с любимы­ми сказками в постановке кукольного театра. А мультфиль­мы, фильмы-сказки пользуются у них особой любовью.

Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен стать специально организованным, а не служить фоном к еде, игре. И главное — много и часто проводить время у телевизора и компьютера недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребенка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

Детские музыкальные игрушки и инструменты — велико­лепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Дети дошкольного возраста (5—6 лет) могут уже сами иг­рать на детских музыкальных инструментах. Игрушек сей­час много, и они становятся лучше по качеству. Одни из них условно назовем мелодическими, так как на них можно сыграть хотя бы несложную мелодию (показ инструментов и игрушек). Это металлофоны, цитры, триолы, баяны, рояли. Другие — ударные, на них исполняется лишь ритм. Это ба­рабаны, бубны, погремушки, ложки, треугольники и другие. Дети приобретают первоначальные исполнительские навыки, знакомясь с приемами игры, и надо сразу показать вырази­тельные возможности каждого инструмента (на металлофоне «капают капельки дождя», на барабане можно сыграть марш, на цитре «поют птички» и т. д.).

Игра на детских музыкальных инструментах содействует воспитанию у детей целого ряда положительных качеств: упорства, настойчивости, усидчивости, активного внимания, выдержки, воли. Игра, самостоятельное музицирование спо­собствуют развитию музыкальных способностей детей, под­готавливают к музыкальному образованию.

Можно приобрести следующие музыкальные инструменты и игрушки: аккордеон, боянито, триоду, губную гармошку, металлофон, саксофон, фисгармошку,  органолу, баян, арфу, гусли, цитру, цимбалу, погремушки, маракасы,. румбы, коло­кольчики, бубен, ложки, электромузыкальные инструменты.

Если дома имеется несколько различных инструментов, то можно провести с ребенком интересные игры. Например, «Музыкальные колпачки».

Цель игры: различать звучание музыкальных игрущек и других инструментов.

Для игры необходимо 3 красных колпачка и детские иг­рушки: дудочка, губная гармошка, колокольчик. Обращает­ся внимание ребенка на колпачки, под которыми находятся музыкальные игрушки. А вот под каким колпачком какая — ребенок будет определять сам. Ребенок отворачивается, мама играет на игрушках. Ребенок отгадывает. Для правильности поднимают колпачок. Если ребенок отгадал, мама хлопает.

Таким образом, игра на инструментах интересная и по­лезная музыкальная деятельность детей. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к собственному творчеству.

Теги : воспитание музыкой, воспитание средствами музыки, музыка эстетическое воспитание, музыка в воспитании детей, дошкольное воспитание музыка, эстетическое воспитание средствами музыки, значение музыки в воспитании детей, роль музыки в воспитании детей, эстетическое воспитание дошкольников средствами музыки, возможности музыки в воспитании детей

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 3640 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!