Классификация грамматического разбора

Грамматический разбор — это такой вид аналитических упражнений, когда учащиеся по указанию учителя выделяют в тексте определенные грамматические явления, относят их к тому или иному разряду, дают им характеристику.

Как один из видов языкового анализа грамматический разбор обладает непреходящей значимостью в процессе овладения родным языком:
— это универсальный вид упражнений по формированию грамматических понятий, т.к. способствует сознательному их усвоению;
— дает возможность применять полученные теоретические знания на практике;
— с его помощью провторяется, систематизируется и углубляется изученный грамматичеий материал;
— развивает мыслительные способности учащихся — умение сравнивать, рассуждать, обобщать факты языка;
— является одним из средств развития самостоятельности как качества личности учащихся;
— позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся класса.

Естественно, что характер грамматического разбора, его содержательная сторона, система заданий, место в общей системе работы по русскому языку, место в конкретном единичном уроке определяются этапом изучения программного материала, степенью его осознания детьми, целевой направленностью на сообщение новых знаний, или на закрепление изученного, ини на повторение и обобщение пройденного.

Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию:
— по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разносидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения;
— по объему: полный и частичный;
— по способу выполнения: устный и письменный;
— по месту выполнения: классный и домашний.

Методист Львов М.Р. считает нужным отграничить разбор по составу слова (морфемный) от разбора по частям речи (собственно морфологический).

В школьной практике нередко в понятие «грамматический разбор» включают и фонетический, и лексический, и орфографический, что неправомерно, так как эти разделы языка в грамматику не входят.

Необходимыми условиями методики проведения грамматического разбора являются: его доказуемость, мотивировка, объяснение, соблюдение определенного порядка разбора и связь различных видов разбора между собой.

Теги : грамматический разбор, грамматический разбор слова, грамматический разбор предложения, виды грамматического разбора, грамматический разбор в начальной школе, методика проведения грамматического разбора

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 5682 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!