Формирование лингвистической компетентности

Говоря о формировании компетентности человека XXI века, понимают его способность к анализу существующей ситуации, видению себя как активного субъекта деятельности, умеющего принимать самостоятельные и ответственные решения.

Лингвистическая компетентность человека может включать в себя не только узкопредметные, но и общепредметные знания и умения (в частности о приемах и способах получения и переработки лингвистической информации), собственные действия, приемы и навыки учебного сотрудничества. Идея формирования лингвистической компетенции младших школьников заложена во всех программах современной начальной школы, но реализуется по-разному.

В рамках образовательной системы «Школа 2100» формирование лингвистической компетенции осуществляется за счет значительного расширения объема программного материала в процессе решения особых лингвистических задач, информационных и текстовых. Любопытные примеры таких задач можно найти в журнале «Начальная школа: плюс, минут». -2008. -№ 10.

В рамках образовательной системы «Гармония» формирование лингвистической компетентности учащихся идет не «в ширь», а «в глубь», т.е. не за счет переноса в начальную школу учебного материала средней школы, а за счет нестандартных приемов работы по развитию у ребенка лингвистического мышления.

Процесс изучения теории языка (грамматики) в школе связан с необходимостью перехода от интуитивного владения родным языком в дошкольный период к осознанному владению всем богатством  грамматического оформления собственных мыслей. И начинается он с формирования способности отграничивать грамматическое значение слова от лексического.

Ведь конкретность мышления учащихся приводит к следующим ошибкам: «картофель» — ж.р., «это же картошка»; «Я ходил в кино» — глагол наст.вр., «сегодня ходил»; «Группа разведчиков ушли в тыл врага» — «много было солдат». Именно «наивный семантизм» младших школьников является объективной трудностью изучения в школе морфологической теории.

Так как средствами выражения грамматического значения являются в основном окончания, реже предлоги («в кино» — вин.п., «из кино» — род.п.), приставки («несу — унесу» -изменился вид глагола), суффиксы (-л- указывает на форму прошед. вр.), то М.С.Соловейчик в своем учебнике «К тайнам нашего языка» особое внимание уделяет окончаниям. Один из параграфов в 4 кл. так и называется: «О чем рассказывают глагольные окончания?»

Традиционное разграничение частей речи по вопросу и категориальному значению слова М.С.Соловейчик считает ненаучным. Она учит младших школьников практически изменять слова по вопросам, наблюдая за изменением окончаний, чтобы на основе этих наблюдений сделать вывод, к какой части речи изменяемое слово относится. Например:

  1. Сказать, что слово «бег» — это имя сущ., можно только после того, как будет выяснено, что оно не только отвечает на вопрос что?, но и изменяется по падежам, относится к определенному роду.
  2. Определить часть речи можно по парадигме его словоизменения.

—  Угадайте, окончания какого столбика принадлежат имени существительному? Его род и число?

— Назвать окончания Т. и Д. падежей.

Чтобы учащиеся осознанно действовали со словом, надо вооружить их обобщенным способом анализа грамматических свойств слова:

а) изменение по тому или иному частному грамматическому значению;

б)   сопоставление словоформ, отличающихся на одно грамматическое значение;

в)      выделение аффикса, выражающего данное грант, значение;

г) установление связи изменения аффикса с выраженным в нем значением.

В отличие от других методистов Марина Сергеевна не торопится вводить лингвистические термины, добиваясь глубокого осознания сущности основных грамматических понятий через использование вспомогательных «говорящих» терминов: слова — указатели, слова — помощники (служебные части речи); слова — названия предметов, действий, признаков, количества. Общепринятая грамматическая терминология начинает вводиться только с 3 класса.

Эффективным средством систематизации и обобщения знаний младших школьников об основных частях речи М.С .Соловейчик считает грамматическое моделирование (указанные ниже модели составляются вместе с детьми):

— Доказать, какую часть речи обозначает модель № 3.

— Почему грамматические категории числа, рода, лица и времени связаны с окончанием глагола?

— В какой форме глагола эти категории не определяются?

— Чем отличается род имен существительных от рода имен прилагательных?

Современным четвероклассникам доступна даже знаменитая конструкция выдающегося советского лингвиста Л.В.Щербы, которую он использовал в обучении студентов, демонстрируя независимость грамматического значения слов от их лексического значения.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Дети с интересом разбирают это предложение по членам, через окончания доказывая принадлежность искусственных слов к той или иной части речи, определяя изученные грамматические категории.

Не меньшую пользу в формировании лингвистической компетентности школьников может принести решение следующих грамматических задач:

1)- Какой частью речи является слово с окончанием — ого? (Определить его род, число, падеж.)

2)- Какой частью речи является слово с окончанием — ишь? (Дать ему полную характеристику).

3)- Какого рода и числа существительное «такси»?

4) — Каким членом предложения является существительное в И. падеже?

5) — Какой падеж можно безошибочно определить только по предлогам? по вопросам?

Теги : лингвистическая компетентность, формирование лингвистической компетенции, формирование лингвистической компетенции учащихся

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1459 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!