Орфографическая грамотность. Часть 1

Часть 1

Орфографическая грамотность – является составной частью общей языковой культуры человека, показатель уровня его образованности, залогом точности выражения мысли, а также взаимопонимания.

В настоящее время грамотность учащихся вызывает серьезные опасения и у учителей, и у родителей, и у общественности. Если в начальных классах она не снизилась существенно (в старших классах снизилась определенно), то за последние два десятилетия и не повышается, хотя до этого повышалась. Методисты и учителя настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы предпринимать меры по исправлению ситуации.

К мощным отрицательным факторам можно отнести:

1. Снижение уровня чтения, особенно самостоятельного (трехлетняя начальная школа выпускает  детей, владеющих скоростью чтения 85 слов/мин. при нормальном чтении в 120 слов);

2. недостаточное количество специальных пособий по методике правописания в начальной школе (В 1960 г. издано пособие Рождественского Н.С.  «Обучение орфографии в начальной школе», а только в 1990 году – пособие «Правописание в начальных классах») Львова М.Р.;

3. значительное снижение уровня познавательного интереса у учащихся (Преподавание правописания неинтересно, система правил трудна, не всегда осмысленна, а мотив «нужно» и «учитель требует» теперь не срабатывает).

Каковы же пути облегчения правописания в школе? По мнению М.Р. Львова это упрощение самой орфографии (Проект новой орфографии в 1963 году не был принят), создание орфографических и пунктуационных минимумов для школы; а главное методический поиск.

Ведь до сих пор не изучена роль общего языкового развития школьника для грамотного письма. Учителю нужна диагностика для выявления типов учащихся по усвоению правописания, нужны критерии, которые позволили бы прогнозировать дальнейшие успехи школьника в правописании, хотя бы на первом году обучения. Без этого невозможно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы в изучении орфографии.

Почти совсем не изучена роль запоминания в формировании орфографических навыков. Интерес представляет лишь работа учителя русского языка средней школы Тоцкого П.С. «Орфография без правил», вышедшая в 1991 году. В основе его методики лежат орфографическое чтение и артикуляционная память.

«Белым пятном» остается мотивация орфографической работы, проблемы познавательного интереса учащихся в этой области. Львов М.Р. считает, что для мотивации правописания очень важно, чтобы учащиеся поняли его систему, не случайности правил и требований. Это возможно благодаря коммуникативному подходу и включению учащихся в исследовательский процесс, когда сами дети предлагают способы письменного обозначения речи на письме, выбирают наилучший, видят целесообразность тех или иных орфографических правил. Исследовательская методика может использоваться как на основе действующих учебников, так и закладываться в новые.

Не реализована в школьных учебника и новая система обучения правописанию на фонемной основе, предложенная Жедек С.П. в 1974 году. А ведь при фонематическом подходе устраняется значительная часть недостатков традиционного обучения орфографии: орфографическая слепота подавляющего большинства учащихся, непонимание связей между отдельными правилами, отсутствие способов самоконтроля и т.п. Простейшие сведения о фонеме, ее сильных и слабых позициях позволяют:

— с первого года обучения формировать 100% орфографическую зоркость учащихся на основе сопоставления произношения и написания слов, независимо от уровня теоретических знаний по языку;

— вооружают детей единым алгоритмом орфографического действия –проверка слабых позиций фонем вильными позициями в той же части слова.

Читайте продолжение…

Теги : орфографическая грамотность, формирование орфографической грамотности, орфографическая и пунктуационная грамотность, повышение орфографической грамотности, совершенствование орфографической грамотности, орфографическая грамотность младших школьников

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 2845 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!