Орфографическая грамотность. Часть 2

Часть 2

Обращение к теории позволяет построить обучение письму на основе правил таким образом, что в начале учащиеся постигают общие закономерности русской орфографии, на основе чего каждое отдельное правило рассматривается как частное проявление общей закономерности.

Сознательным владением орфографией является умение выделять орфограммы, относить каждую к необходимому правилу, и главное, писать в соответствии с правилом. Орфографические правила регулируют написание не одного, а целой группы слов, объединенных чем-то общим, что облегчает письменное общение. С точки зрения фонематического принципа написания, правило – это своеобразная инструкция по нахождению сильной позиции, позволяющая вскрыть связи между отдельными правилами, тем самым выявить их системность.

Богоявленский Д.Н. в своей работе «Под правилом понимаются указания нормативов общего характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов…» А так же делит правила на три группы: одновариантные, двухвариантные и правила  рекомендации.

Третья группа правил отличается от первых двух тем, что не содержит информации об образце письма, а сводится к рекомендации некоторого приема, применение которого может указать  ученику правильное решение орфографической задачи. К этой группе относятся три основных правила русского правописания: безударные гласные, глухие согласные и парные звонкие, непроизносимые согласные в корне слова.

В отличие от фонематических написаний (пиши как слышишь) и традиционных (основаны на запоминании графического образа слова) эти правила связаны с ведущим принципом русской орфографии – морфологическим. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем и определяет существенные различия этих правил от других.

Приступая к работе над любым орфографическим правилом, учитель должен четко осознать, какие знания и умения лежат в его основе. Вышеназванные правила усваиваются на фонетико – словообразовательной основе через формирование следующих умений:

1)  Различение гласных и согласных звуков; безударные и ударные гласные: звонкие и глухие согласные;

2)  Соотносить написания и произношения слов, устанавливая различия и сходства;

3)  Разбивать слово по составу;

4)  Подбирать однокоренные слова.

Однако каждое из указанных условий само по себе создает лишь предпосылку для формирования навыков. Важно взаимодействие между ними.

При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных корня, устанавливается связь между фонетическими и морфологическими знаниями, так как существенными признаками проверочных слов являются:

А) главный звук в  корне ударный;

Б) слова, однокоренные с проверяемым, или это формы одного и того же слова.

Исследованиями доказано, что если учащиеся реагируют только на один из указанных признаков, то ошибочный подбор проверочных слов возрастает до 70-80 процентов.

Работа над орфографическим правилом – достаточно сложный процесс основными компонентами которого являются : раскрытие сущности правила, овладение формулировкой правила, применение правила в практике письма.

Раскрытие сущности правила в начальных классах ведется, как правило методом индукции (от конкретного к обобщениям) и начинается с анализа языкового материала. Успешность осознания сущности правила во многом определяется:

— удачным подбором лексического материала;

— хорошо продуманной системой вопросов и заданий в процессе его анализа и сообщения;

— степенью активности и самостоятельности самих учащихся.

Альтернативная методика предлагает изучать орфографические правила блоками, объединяя те из них, в основе которых лежит единый алгоритм орфографического действия. Такой научный подход к обучению убыстряет формирование орфографических навыков.

В качестве примера рассмотрим фрагмент урока, ка котором дети одновременно знакомятся с тремя однородным правилами.

На доске записаны слова:

СтолСтолы

Столовая

Столик

ГрибыГриб

Грибок

Грибки

МестоМестность

Разместить

Местный

— Прочитайте слова первого столбика. Что вы о них можете сказать? (Родственные).

— Докажите. (Все образовались от слова стол, поэтому близки по значению, имеют общую часть).

— Спишите их, выделите корень, поставьте ударение. (аналогичная работа ведется со словами 2-го и 3-го столбиков, только ударение не ставится.)

— А теперь скажите, как пишется корень в родственных словах? (Одинакова).

— В написании каких слов первого столбика можно ошибиться? Почему?

— Назовите проверочные слова в первом столбике. Докажите. Подчеркните их. (Аналогичная работа ведется со словами 2-го и 3-го столбиков).

Вывод: Как по разному можно проверить в корне безударную гласную, парную звонкую или глухую согласную, непроизносимую согласную? (Можно либо изменять слово, либо подбирать к нему родственные так, чтобы звук слышался ясно.).

Продолжение…

Теги : орфографическая грамотность, формирование орфографической грамотности, орфографическая и пунктуационная грамотность, повышение орфографической грамотности, совершенствование орфографической грамотности, орфографическая грамотность младших школьников

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1538 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!