Орфографическая грамотность. Часть 3

Не менее важна работа по овладению формулировкой правила, которая начинается с его прочтения «про себя» и одним учеником вслух. Задавая вопросы на осознание сущности правила, учитель должен добиваться максимальной активизации мышления учеников. Доказательством осознанности является умение приводить свои примеры.

Проанализируем вместе с детьми формулировку правила из учебника 2 класса школы 1-4, состоящую из трех частей: «Безударные гласные А, О, И, Е, Я в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением: земля – земли, зерно – зерна, прямой – прямо, мастерская – мастер, синеть – синий, домашний – дом».

— К какой части слова нужно применять это правило?

— Любые ли гласные в корне надо проверять? Почему?

— Как по-разному можно проверить безударную гласную в корне слова?

— Приведите свои примеры на это правило.

Во второй части правила формулируется прием решения орфографической задачи, в котором отражены оба способа проверки безударных гласных. В школьной практике они вводятся постепенно, через конкретные приемы работы, отраженные в заданиях упражнений.

Первый способ проверки реализуется в следующих приемах работы:

1)    Замена единственного числа множественным: гора – горы, стена – стены;

2)    Замена множественного числа единственным: дома – дом, следы – след;

3)    Замена одной формы глагола другой: колоть – колят, вязал – вяжет.

Второй способ проверки реализуется в таких приемах работы, как:

1)    Образование слов ласкательного значения: трава – травка, козел – козлик;

2)    Нахождение к многосложному слову односложного: кормушка – корм, больница – боль;

3)    Замена существительного прилагательным: зима – зимний, гора – горный и т.д.

Большинство учащихся быстро запоминают формулировки правил и безошибочно их воспроизводят, а применять в практике письма не умеют. Поэтому так важно знакомит детей с алгоритмами применения правил. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению.

Львов М.Р. предлагает следующий алгоритм проверки безударной гласной корня:

1)    Найдите в слове корень.

2)    Есть ли в корне безударный гласный? (Да, Нет)

3)    Измени слово или подбери родственное.

4)    Сравни проверяемое слово с проверочным.

Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

Алгоритмы, как правило, заучиваются устно. Хотя на первых порах их полезно вывешивать в качестве опорной таблицы, чтобы облегчить и ускорить запоминание.

Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего его написание. А ошибки на это правило – самые распространенные во всех классах, что объясняется, во-первых, частотностью употребления слов с этой орфограммой, а, во-вторых, трудностями, связанными с применением данного правила на практике.

Рассмотрим причины, вызывающие ошибки на правописание безударных гласных в корне:

1)    Неумение ставить ударение и выделять безударную гласную.

2)    Неумение выделить корень. (Ребенок расширяет «границы» применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании).

3)    Неумение практически пользоваться правилом, т.е. подбирать проверочное слово:

А) ребенок не может изменить слово, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением: тащил – тащу, везет – везу;

Б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии: палатка – пол, ползти – упал, паслись – пост;

В) в словарном запасе ребенка нет проверочного однокоренного слова: вилась – виться, читальня – читка, стреляет – стрельбы;

Г) иногда в качестве проверочного ученик подбирает слово с безударной гласной: поседеть – седой, посидеть – сидеть.

Как видим, наибольшую трудность у детей вызывает подбор проверочного слова, что связано с бедностью словарного запаса младших школьников. Вот почему грамматике- орфографическая тема «Безударные гласные в корне слова» должна быть тесно связана с лексическим уровнем развития речи учащихся.

Должный уровень орфографической грамотности невозможно сформировать без индивидуального подхода в обучении. Мало знать, кто из детей класса регулярно делает ошибки на правописание безударных гласных в корне. Намного важнее установить, на каком этапе усвоения знаний у ребенка образовался пробел. Только тогда индивидуальный подход в обучении письму будет эффективен.

Чтобы выяснить индивидуальные причины ошибок, полезно использовать диагностическую карточку.

Правописание безударных гласных в корне. (диагностическая карточка)

  1. Списать слова, подчеркну все гласные буквы. Поставить  них ударение. Книга, пенал, учение, школа, земля.
  2. Выписать слова с безударной гласной в корне, подчеркнув ее. Кустик, стена, побелка, в земле, ленивый, зарядка, медок, беленький, морской.
  3. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень. В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Лесничий создал в школе лесничество. Теперь мы будем охранять наш лесной край. Дети, берегите лес!
  1. Записать ряд родственных слов с корнем -зим-. Поставить в них ударение, подчеркнуть безударную гласную в корне.
  2. Из ряда слов выписать проверочные.

Чистота, чистенький, чистый, очищает.

Город, городской, пригород, загородный.

Ледник, лед, ледяной, обледенеть.

  1. К данным словам подобрать проверочные: сначала путем изменения слова, а потом путем подбора однокоренного.

М…чи -…,…

Ст..на — .., …

М…ря -…,…

В…да -..,…

Д…ма -..,…

Проанализируем эту карточку. Первое и второе задания связаны в основном с проверкой фонетических умений, лежащих в основе правила. Третье и четвертое задания – с проверкой морфологических умений. А пятое и шестое – с проверкой орфографических умений, т.е. умений применять правило. При желании аналогичные карточки можно составить по любому орфографическому правилу, изучаемому в начальной школе.

Не менее важно вооружить учащихся эффективными приемами работы над уже допущенными ошибками. Эффективным можно назвать лишь тот прием, который отражает сущность и специфику орфографического правила. Прием работы над безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, сводится к подбору проверочного слова и других слов на это же правило.

Образец записи:

Стена – стены, река – реки, столы – столик.

Читать далее…

Теги : орфографическая грамотность, формирование орфографической грамотности, орфографическая и пунктуационная грамотность, повышение орфографической грамотности, совершенствование орфографической грамотности, орфографическая грамотность младших школьников

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1025 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!