Орфографическая грамотность. Часть 4

Часть 4

Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенный научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).

В начальной школе грамматико – орфографическая тема «Безударные гласные в корне слова» занимает одно из центральных мест в силу своей практической значимости и изучается в четыре этапа.

Первый этап можно назвать пропедевтическим (подготовительным), так как здесь ведутся практические (без опоры на какую-либо теорию) наблюдения над словами с безударной гласной в корне. В трехлетней начальной школе этот этап совпадает с периодом обучения грамоте.

«Русская азбука» Горецкого В.Г. и др. содержит богатый лексический материал для целенаправленных наблюдений:

  • Прочитайте слова (ОН, ОНА, ОНИ, ОНО) и помогите Незнайке соотнести их с нарисованными предметами (ведро, молоток, клещи, пила).
  • Что отнесете к инструментам? Почему?
  • Сравните слова ОН, ОНА, ОНИ, ОНО по значению.
  • А что интересного заметили в написании этих слов (Повторяется ОН),
  • Карандашом поставьте в них ударение и назовите те слова, в которых есть несовпадение произношения и написания (ОНА, ОНИ, ОНО).

Примерный ответ ребенка: «В слове ОНА мы слышим в начале звук А, а написана буква О». И т.д.

  • Молодцы! Вы хорошие наблюдатели! Слова ОНА, ОНМ, ОНО образовались от слова ОН, в котором звук О находится под ударением и хорошо слышен. Поэтому во всех словах, которые образованы от слова ОН, надо писать букву О, хотя слышится другой звук.

Можно познакомить детей с проверкой безударных гласных в корне путем изменения формы слова:

  • Чем отличаются по значению слова первого столбика от слов второго?
  • Найдите слова, в которых произношение и написание не совпадают (сосна, осина, осины).
  • Аочему в слове СОСНА надо писать букву О?

Примерный ответ ребенка: «Рядом стоит слово СОСНЫ, в нем звук О ударный, слышится хорошо. А так как слово СОСНЫ образовалось от слова СОСНА, то они должны писаться одинаково».

  • Правильно! Слово СОСНА можно проверить словом СОСНЫ.
  • А можно ли проверить букву О в словах ОСИНА, ОСИНЫ? Поизменяем их (осиной, осинами,…)
  • Не во всех словах можно проверить безударную гласную. Написание таких слов, как ОСИНА, надо запоминать.

Итак, на первом этапе формируются два основных умения:

1) Видеть трудные места написания путем соотнесения произношения и написания слов;

2) Изменять слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.

На уроках письма полезно использовать письмо «с дырками» в трудных местах написания, чтобы приучить детей вслушиваться в слова, задумываться об их написании. После записи под диктовку эти слова разбираются, и пастой другого цвета дети вписывают нужные буквы.

Второй этап работы над безударными гласными корня можно назвать фонетическим. В четырех летней начальной школе он реализуется на уроках русского языка в 1 классе.

В учебнике русского языка Т.Г. Рамзаевой фонетико-орфографической теме «Ударные и безударные гласные» предшествует тема «Ударение», что указывает на фонетический уровень изучения материала. А так как в 1 классе формулировка правила написания гласных в корне не дается, то тема изучается практически.

Через систему упражнений дети знакомятся с первым способом проверки безударных гласных и двумя приемами проверки, тесно с ним связанными: замена единственного числа множественным и наоборот.

На втором этапе работы над темой формируются следующие умения (2 кл.):

1) фонетические:

а) ставить ударение

б) выделять безударную гласную;

2) орфографические:

а) вставлять нужную гласную по готовому проверочному слову,

б) подбирать проверочные слова путем изменения формы слова.

Третий этап изучения темы выпадает на конец 2 класса и является теоретическим, как как тема «Состав слова» предшествует работе над правописанием гласных и согласных в корнях слов.

Далее…

Теги : орфографическая грамотность, формирование орфографической грамотности, орфографическая и пунктуационная грамотность, повышение орфографической грамотности, совершенствование орфографической грамотности, орфографическая грамотность младших школьников, методика орфографии, методика обучения орфографии, методика грамматики и орфографии, методика преподавания орфографии, методика изучения орфографии

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1084 раз(a).
 

Комментарии к записи "Орфографическая грамотность. Часть 4"

Посмотреть последние комментарии
  • Елена пишет...
    24.04.2012 в 14:20

    Очень информативно и понятно. Спасибо за примеры. Давно искала.

Оставьте свой отзыв!