Орфографическая грамотность. Часть 5

Часть 5

Грамматической основой правописания гласных и согласных корня является положение: «Корень в родственных словах пишется одинаково независимо от произношения». Тем самым правописание безударных гласных во 2 классе изучается на качественно новом, более высоком уровне.

Оба способа проверки безударных гласных отражены как в формулировке правила, так и в системе упражнений. Во 2-3 классах учащиеся знакомятся с оставшимися четырьмя приемами проверки, что можно доказать, анализируя задания упражнений и подбор лексического материала..

На третьем этапе изучения темы закрепляются фонетические и орфографические умения, заложенные в 1 классе, и добавляются новые:

— словообразовательные:

1) выделять корень,

2) составлять ряд однокоренных слов;

— орфографические:

1) видеть место применения правила,

2) из ряда родственных слов выбрать проверочные,

3) использовать оба способа проверки;

— речевые:

1) объяснять значение слова через его словообразовательный анализ,

2) различать оттенки значений однокоренных слов,

3) отграничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов).

Затем сопоставляется написание безударных гласных, проверяемых ударение, с непроверяемыми, которые усваиваются путем запоминания через систематическую словарно-орфографическую работу.

Четвертый этап работы над темой можно назвать обобщающим, так как в 4 классе на изучение правописания безударных гласных не отводится специального времени. Эта тема обычно включается в повторение в начале и в конце учебного года, а также в текущее повторение.

Особенностью работы в 4 классе является то, что данная грамматико-орфографическая тема должна тесно увязываться с изучаемыми частями речи и отрабатывается на более сложном языковом материале.

Исследования показывают, что большее количество ошибок по данной теме учащиеся 4 класса допускают в многосложных словах; в словах со сложным морфемным составом; в словах с длинным корнем и историческим чередованием согласных корня. К сожалению, результаты этих исследований слабо отражены в подборе лексического материала учебников.

К новым умениям по теме, формулируемым на четвертом этапе, можно отнести: 1) умение разграничивать  родственные слова и формы одного и того же слова (словообразовательное); 2) умение переносить полученные навыки с простых слов на более сложные (орфографическое); 3) умение угадывать части речи по их суффиксам и окончаниям (морфологическое).

Далее…

Теги : орфографическая грамотность, формирование орфографической грамотности, орфографическая и пунктуационная грамотность, повышение орфографической грамотности, совершенствование орфографической грамотности, орфографическая грамотность младших школьников, методика орфографии, методика обучения орфографии, методика грамматики и орфографии, методика преподавания орфографии, методика изучения орфографии

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 452 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!