Орфографическая грамотность. Часть 6

Традиционно в методике выделяют три группы орфографических упражнений над безударным гласными корня:

I. Упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила, которые формируют:

— умение находить гласную в безударном положении в любой части слова,

— умение находить слова с безударной гласной в корне слова. Например:

1. Поставьте ударение, выпишите в три столбика слова с безударной гласной  корне, суффиксе, окончании.

Кустик, уголек, в земле, кораблик, на коне, медок, беленький, колесо, ленивый.

2. Найдите в тексте родственные слова. Спишите те из них, где есть безударные гласные.

В колхозе большой сад. За ним ухаживает садовник. Осенью в саду бывает посадка молодых яблонь. А наш садик на даче маленький. Его надо еще засадить ягодными кустами.

II. Упражнение в практическом применении правила.

Например:

1. Спишите. Из однокоренных слов подчеркните те, которые могут быть проверочными.

Вершина, верх, наверху, верхний, верхушка.

Ночевать, ночной, ноченька, ночь, заночевать.

2. Из двух слов выберите проверочное, запишите его. Вставьте пропущенную гласную в корнях однокоренных слов и допишите их.

Стеклышко, застеклить – ст…кло

Следом, следы – наел…дить

Стойка, стоять – пост…ять

Топить, растопка – раст…пить

Посоли, соль – с…леный

Подарок, подарили – д…рить

Посадка, садовник – зас…дить

Пастбище, пасти – п…стух

Скрип, скрипучий – заскр…петь

Просьба, проситель – пр…сить.

3. Выпишите слова с безударной гласной в корне. Припишите через черточку проверочное.

Наливное (яблоко), подливать, ливень, залив, подливка, лить.

Звери, зверинец, зверский, зверь.

Заявить, объявить, явка, заявка, объявление.

III. Упражнения  развитии речи в связи с изучение правила:

1. Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.

2. Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность, прямое и переносное значение слова, близкие и противоположные по значению). Они учат отграничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов), формируют навык употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навыки точной и выразительной речи.

3. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.

4. Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.

Теги : орфографическая грамотность, формирование орфографической грамотности, орфографическая и пунктуационная грамотность, повышение орфографической грамотности, совершенствование орфографической грамотности, орфографическая грамотность младших школьников, методика орфографии, методика обучения орфографии, методика грамматики и орфографии, методика преподавания орфографии, методика изучения орфографии

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 921 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!