Особенности речевого развития детей до года

Мы, взрослые, часто воспринимаем речь как данность, неотъемлемую и привычную часть нашей сущности, как дыхание или ходьба. И лишь наблюдая за детьми, мы, пожалуй, задумываемся над удивительной способностью человеческого мозга к речи и речевому общению.

Человеческая речь – чудо. Порядка 100 мышц губ, языка, горла, челюсти и грудной клетки участвуют в создании столь великого разнообразия звуков, которые издает человек. Каждая фраза, которую мы произносим, имеет свой алгоритм движения мышц. Таким образом, перед новорожденным малюткой стоит грандиозная задача освоить в короткие сроки все эти речевые навыки в совершенстве, стать «виртуозом» общения. Это жизненно необходимо, ведь именно общение позволяет нам впитывать знания, делиться мыслями с окружающими, быть, в конечном итоге, личностью.

Весь процесс формирования речи в раннем возрасте можно разделить на несколько этапов.

1. Предречевой период, который начинается, по сути, еще в животе у мамы и продолжается в течение первых 6 месяцев жизни ребенка. Этот период можно, в свою очередь, разделить на 2 подэтапа:

а) гуканье, гуление;
б) лепет.

2. Период активного освоения речи, который длится с 6 месяцев до конца второго года жизни.

Каждый следующий год жизни ребенка можно смело назвать эпохальным в развитии речевых навыков. Любой из этих периодов заслуживает пристального внимания, но мы сосредоточимся на периоде, который имеет фундаментальное значение в речевом развитии ребенка – от рождения до года.

1-2 месяц. Нельзя сказать, что это время одностороннего взаимодействия с малышом. Уже к концу первого месяца младенец реагирует на ласковую речь и нежные прикосновения взрослых. Оживление, размахивание ручками, улыбка ясно свидетельствуют о его участии в общении. Именно в первый месяц жизни человека идет интенсивное формирование синаптических связей в мозгу. Поэтому, активно и всесторонне общаясь с малышом в это время, мы закладываем основу познавательной деятельности новой личности.

Есть у малыша и свой способ выражения эмоций и потребностей. Это – крик.

Крик можно назвать «визитной карточкой» малыша, так как у каждого ребенка свой «набор» криков для выражения боли, голода или удовольствия.

2-3 месяц. Появление гуканья и позднее гуления. В период гуканья ребенок начинает осваивать первые короткие, часто согласные, звуки [к], [г], [кхы]. С покорением гласных звуков наступает эра гуления. «Репертуар» ребенка значительно расширяется, становится более певучим; ему подвластны целые сочетания звуков: [а-а-а], [а-гу],[ а-гу-гу], [бу], [бум], [тль], [пль], [ма], [ам].

4-6 месяц. Взаимоотношения с малышом выходят на качественно новый уровень. Если раньше инициатива в общении принадлежала только взрослому, то теперь ребенок сам ищет контакта. Услышав знакомый голос или увидев знакомый образ, ребенок «приглашает» взрослого к общению, задействуя все доступные ему на данный момент речевые возможности.

В этот период ребенок продолжает совершенствовать и оттачивать навыки гуления. Он пробует поиграть с новыми звуками ( [э], [у], [и] ) и их комбинациями. Он добавляет в свой речевой арсенал «трели» — высокие певучие звуки, которые ребенок произносит с напряжением.

Именно с 4-го месяца жизни начинает проявляться способность детей к подражанию. Попробуйте произнести какие-нибудь звуки из уже доступных ребенку и в ответ получите такие же. Смените звуки – и маленький имитатор чутко отреагирует!

Похоже, что гуление доставляет малышу немало удовольствия. Как иначе объяснить, что в хорошем настроении ребенок может долго гулить и бормотать, повторяя понравившиеся звуки все снова и снова?

Такие длительные и целенаправленные речевые упражнения не проходят напрасно – гуление плавно сменяется лепетом.

К 5-6 месяцам развитие речевого аппарата и слуха позволяют ребенку качественно произносить многие согласные звуки. В это же время появляются первые слоги: ба, ма, па. Пока эти слоги не несут никакой смысловой нагрузки, но именно из этих «строительных кирпичиков» впоследствии будут слагаться слова и фразы.

6-10 месяцы. Новый качественный скачок в общении с ребенком. Наш малыш начинает понимать речь, что коренным образом меняет весь процесс взаимодействия с ним. Теперь общение приобретает не только обучающую функцию, но и воспитательную. Дальнейшее речевое развитие идет просто семимильными шагами.

К 7-8 месяцу ребенок понимает не только отдельные слова, но и короткие фразы – поворачивает голову, взглядом находит те предметы, о которых идет речь. Он реагирует на простые вопросы («где глазки?», «где кукла?»). К 9 месяцу он уже хорошо знает свое имя, выполняет простые команды («садись», «дай руку»).

И, конечно же, такое увеличение пассивного словаря сопровождается непрекращающимися упражнениями в собственной речи. Это время, когда, по словам В.Гюго «нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст». С 8 месяца число слогов в речи малыша постоянно увеличивается, чему способствует его умение подражать тому, что он слышит. Если в 8 месяцев лепетные слоги были однотипными («тя-тя-тя», «па-па-па»), то в 9-10 месяцев для речи малыша характерен более замысловатый рисунок слогов («тя-тё-те», «дя-дё»). К концу первого года комбинации слогов становятся все более сложными («ва-ля», «а-па-ма», «ма-ба», «ба-ба-на»).

10-12 месяцы. Пожалуй, самый долгожданный и восхитительный период для родителей. К концу первого года жизни ребенок учиться говорить первые осмысленные слова («ма-ма», «дай», «ку-ка»). Их немного – около 10, так называемых, «лепетных» слов, которые малыш использует пока еще редко, лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание или получить желаемое. Однако они свидетельствуют о том, что наш карапуз вступает в новый этап жизни – активное освоение речи.

Несомненно, от родителей в полной мере зависит, насколько успешным и эффективным будет дальнейшее освоение речи их малышом.

Теги : речевое развитие детей до года, речевое развитие ребенка 1.5 лет, речевое развитие детей

 
Статья прочитана 1582 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!