Психологические особенности младших школьников

1. Характеристика анатомо-физиологических особенностей Младшего школьника.
2. Особенности познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
4. Психологическая готовность младшего школьника к школьному обучению.

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Раскрывая особенности психо-физиологического развития младшего школьника, необходимо подчеркнуть, что дети этого возраста по своему физическому развитию готовы к школьно­му обучению: у них устойчивее, чем в дошкольном возрасте, сердечно-сосудистая система, скелетно-мышечный аппа­рат, уравновешенными становится процессы возбуждений и торможений. Нормально развивающиеся дети по своему фи­зическому развитию способны вынести нагрузку, связанную с обучением в школе.

Но родителям следует помнить о таких особенностях физи­ческого развития ребенка в этом возрасте: при общем более высоком уровне уравновешенности нервных процессов все еще заметно преобладают процессы возбуждения. Это при­водит к быстрой утомляемости, к необходимости двигатель­ной активной разрядки. Поэтому непоседливость, двигатель­ная активность — это норма для младшего школьника.

У детей этого возраста еще не закончилось окостенение скелета, поэтому очень важно следить за правильной посадкой и соразмерностью мебели, иначе возможны искривления позвоночника и другие нарушения. У младших школьников относительно слабо развита мелкая мускулатура, отвечаю­щая за тонкие движения тела. Поэтому утомительны для де­тей движения, требующие особой точности. Вследствие этого не следует чрезмерно перегружать ребенка письменными за­даниями. Об этом важно, знать родителям, которые иногда увлекаются тем, что заставляют  особенно первоклассников, многократно переписывать домашнее задание.

Для успешного овладения письмом в домашних условиях целесообразней детям предлагать такую работу: помыть посуду, перебрать ягоду для консервирования, расставить кни­ги на полке, уложить вещи в рюкзак, почистить обувь, при­брать игрушечный уголок.

Несколько советов родителям:

1. Для чрезмерно активных, непоседливых детей рекомен­дуется начинать приготовление уроков с самых трудных или средних по тяжести предметов.

Медлительным детям лучше начинать с наиболее легких предметов, так как они быстрее справятся с заданием, что вызовет у них положительные эмоции, вселит уверенность в свои силы.

2.  Перерыв между занятиями и приготовлением уроков должен составлять не менее 3—4 часов, которые, по возможности, ребенок должен проводить на воздухе, в движении. Полезен для младших школьников и короткий дневной сон.

3.  Выполнение домашнего задания должно прерываться короткими паузами: при занятии математикой через 5—7 минут, письмом — 8—12 минут, чтением — 15 минут.

4. При затруднениях в обучении родителям рекомендуется активно включать в познавательную деятельность ребенка игру.

Важным новообразованием младшего школьника является развитие произвольности — особого качества психических процессов. Произвольность деятельности ребенка проявляется в умении ставить перед собой цели и задачи и прилагать уси­лия к достижению этих целей. Характер учебной деятельно­сти способствует развитию произвольности.

Формируя произвольность деятельности, важно учить де­тей управлять не только внешним поведением, но и внутренними процессами: вниманием, памятью, мышлением.

Основное направление развития внимания — становление его произвольных форм. Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных Объектах, благодаря чему достигается их особо ясное отра­жение.

Внимание младших школьников обращено на то, что ин­тересно, ярко, необычно.

Однако учебная нагрузка требует, чтобы психическая дея­тельность была сосредоточена на том, что необходимо для усвоения знаний. Подчинение требованиям учебной деятель­ности ведет к развитию произвольных форм внимания. На первых порах учения произвольное внимание еще устойчиво и требует от ребенка значительных усилий, поэтому учитель и родители должны помогать детям в его развитии.

Конкретно это может выражаться в том, что родители помогают ребенку устраивать во время работы над домашни­ми заданиями активные перерывы, продумывают какие-либо занимательные формы учебной работы.

Необходимо развивать у младших школьников и такие качества внимания как объем, распределение и переключе­ние.

У детей младшего школьного возраста наблюдается рас­сеянность, причины которой могут быть различны. Рассеянность может быть связана с недостаточной устойчивостью внимания детей, В таком случае необходимо вырабатывать умение длительно сосредоточивать свое внимание на каком-либо определенном виде деятельности. Причиной рассеянно­сти может быть также недостаточная переключаемость. Дети не успевают перейти от одного дела к другому и поэтому пропускают объяснения взрослых, или допускают много оши­бок в той работе, на которую они не сумели достаточно хорошо переключиться.

Внимание родители могут развивать у детей во время прогулок. Допустим, отец идет с сыном по улице и говорит: «Внимательно посмотри вон на те три дома». Когда эти дома останутся позади, отец предлагает: «Не оглядываясь, скажи, какого цвета каждый дом? Какой из них выше других? Ско­лько подъездов в первом, во втором, в третьем?» Эта игра тренирует внимание и наблюдательность.

Дети младшего возраста приходят в школу с довольно высоким уровнем развития ощущений и восприятий. Они хорошо различают цвета, звуки речи, форму, величину объек­тов, относительно неплохо способны ориентироваться во вре­мени. Однако процессы восприятия еще обладают значитель­ными недостатками. У детей недостаточно развито аналити­ческое восприятие: они не умеют выделять тонкие детали объектов, различать близкие по форме предметы, рисунки. Преодолеть этот недостаток восприятия можно путем раз­вития наблюдения и наблюдательности.

Очень важно обратить внимание родителей на развитие памяти младших школьников. Память — это психический процесс, при помощи которого происходит запечатление, со­хранение и воспроизведение следов прежних воздействий. Младший школьник еще с трудом запоминает что-либо про­извольно, когда перед ним стоит специальная задача на за­поминание и нужно направлять свои усилия на сохранение в памяти необходимого материала. Он гораздо лучше запоми­нает то, что ярко им знакомо, интересно, эмоционально впе­чатляет.

Не умея правильно запоминать, т. е. не владея мнемическими приемами, младший школьник начинает идти по пути механического запоминания материала, не осмысливая его. Формируя у детей произвольную память, важно учить их пра­вильным приемам запоминания: учить осмысливать усваива­емый материал; составлять план; выделять главное; приме­нять заученное правило; пересказывать рассказ своими сло­вами и т. д.

Роль родителей в развитии памяти детей младшего школь­ного возраста — не бессмысленная зубрежка, многократность повторения, а понимание того учебного материала, который следует запомнить.

В младшем школьном возрасте активно развивается словесно-логическая память, продолжает развиваться образная, эмоциональная и моторная память.

Качественные изменений происходят в воображении. Воображение это особая форма психического отражения, которая состоит в создании новых для человека образов на основе переработки прошлого опыта личности. Воображение бывает воссоздающим или репродуктивным, творческим или продуктивным.

Воссоздающее воображение проявляется во многих видах деятельности младшего школьника. Читая рассказ, рассматривая географические карты, решая математические задачи, ребенок воссоздает образы действительности. На первых по­рах учения представления у детей бедны, неполны, приблизи­тельны. С развитием умения описывать, выделять детали, тонко воспринимать объекты и явления развиваются у млад­ших школьников и образы воображения.

Очень важно развивать и творческое воображение детей, т. е. умение представить то, что в действительности существует в иной форме, чем в образе.

Творческое воображение характеризуется новизной, ори­гинальностью, самостоятельностью создания образов. Это более сложный процесс, чем воссоздающее воображение. Увидеть образ будущей машины сложнее, чем представить ее по готовому чертежу. Большие возможности для развития творческого воображения имеют занятия по труду, рисова­нию, лепке, конструированию. Любая деятельность, где млад­ший школьник должен продумать замысел своего творения, представить средства воплощения этого замысла, ведет к раз­витию творческого воображения. Умение ребенка пофанта­зировать, помечтать очень благоприятно влияет на его раз­витие.

Когда дети приходят в школу, у них развито преимущест­венно наглядно-образное мышление. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, про­исходящее в единстве с речью.

Младшие школьники многие задачи решают на уровне представлений. В процессе учебной деятельности формируются аналитико-синтетические процессы мышления. Посте­пенно дети учатся оперировать понятиями, т. е. у них разви­вается теоретическое мышление. Большое значение для развития мышления имеет становление речи как средства мыш­ления. Младший школьник способен связно излагать свои мыс­ли, совершать умственные операции, какими являются срав­нения, анализ, синтез, обобщение и т. д. Оказывая помощь детям в учении, родители ни в коем случае не должны сами выполнять письменные задания за ребенка, не давать готовых ответов, потому что такая помощь сковывает собственную мысль ребенка.

Развитие младших школьников осуществляется в процес­се общения. Особенно большую роль играет взаимодействие родителей и детей, содержанием которого является обмен ин­формацией. Особенно необходимо младшему школьнику эмо­циональное общение с родителями. Эмоциональное — это зна­чит, постоянное, проникнутое теплотой, нежностью и лю­бовью, насыщенное внутренним чувством взаимопонимания. Ребенок любит ласковое, доброе отношение, когда родители считаются с ним,   с его мнением, уважают его достоинство.

В процессе повседневного общения младшего школьника со взрослыми ребенок овладевает речью, когда родители рас­сказывают много интересного, читают детские книжки, вме­сте рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные при­родные явления. Все это способствует расширению кругозо­ра ребенка, развитию пытливости и любознательности.

Родителям, следует ненавязчиво поправлять ребенка, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу.

Следует отметить такую особенность младших школьни­ков, как непосредственность проявления эмоциональных состояний. Дети еще не научились скрывать свои чувства, по­этому родители легко могут заметить недостатки в нравст­венном облике детей и направить свои усилия на их исправ­ления.

Общий эмоциональный тонус у младших школьников обычно бодрый жизнерадостный. Дети оживлены, бодры на уроках, и на перемене, и дома. Повышенный эмоциональный тонус — норма для детей этого возраста. Дети любят шум­ные, подвижные игры. Это часто раздражает родителей и они прерывают детские игры, предлагая ребенку почитать книжку или учить уроки. Родители должны помнить, что для формирования гармонически развитой личности младшего школьника необходима двигательная активность. Недоста­ток такой активности порождает гиподинамию, которая в этом возрасте ведет к расстройствам сердечно-сосудистой си­стемы, к близорукости, к нервным расстройствам. Потеря ап­петита, плохой сон, быстрая утомляемость и повышенная раздражительность результаты детской гиподинамии. Родителей должно радовать стремление детей к подвижным играм и настораживать стремление к спокойствию, к сидячему образу жизни.

Очень важно в младшем возрасте развивать у детей ин­теллектуальные и эстетические чувства. Радость от познаний и встречи с прекрасным — основа развития этих высшим чувств человека.

Формируются у младших школьников волевые качества, которые проявляются у детей в умении быть внимательными на уроке, подчинять свое «хочу» требованиям «надо», в соб­людении режима дня.

Воля младшего школьника еще мало сформирована. У него еще нет ярко выраженной целеустремленности в поведении, стержнем которой были бы какие-то мотивы, связан­ные с будущим личности.

Младшие школьники с интересом, старательно учатся, глубоко переживают все изменения в школьной жизни, особенно прием в октябрята, вступление в пионерскую органи­зацию, где много интересных дел и занятий. При единстве требований школы и семьи у детей этого возраста успешно развиваются такие качества, как организованность и при­лежание. Но младшие школьники еще не могут длительное время удерживать цель действия, поэтому без поддержки извне не всегда доводят дело до конца.

Родителям следует позаботиться хорошо организовать вы­полнение домашних заданий, прилежание и усилия ребенка подкреплять похвалой.

Самостоятельность у детей этого возраста, развита еще слабо. Часто в свободное время под влиянием сиюминутных эмоций и желаний дети могут выполнять действия и совер­шать поступки без критического осмысления своего поведения. Только к 9—10 годам импульсивная самостоятельность постепенно переходит в волевую, сознательно управляемую.

В проявлении волевых свойств младших школьников име­ются половые различия. Девочки во всех делах более выдержанны, терпеливы и настойчивы, чем мальчики. Одна из при­чин этого явления состоит, в том, что по традиции девочки больше, чем мальчики, привлекаются к самообслуживающе­му труду, требующему терпения и выдержки. Приобретен­ные в одной деятельности волевые умения переносятся на другую деятельность.

Родителям следует обратить внимание на воспитание эмо­ционально-волевой готовности ребенка к учению. Под эмоци­онально-волевой готовностью следует понимать желание ре­бенка учиться в школе, узнавать новое, правильное отноше­ние к товарищам и взрослым; умение управлять своими по­ступками, преодолевать посильные трудности.

Очень важно сформировать у детей желание идти в шко­лу. Иногда младших школьников привлекают чисто внешние атрибуты школьной жизни (школьная форма, ранец и т. д.). Родителям с самого начала необходимо внушить детям серь­езное отношение к учебе, пробудить познавательные интере­сы. Не менее важно учить детей управлению своим поведе­нием. Ведь от школьника требуется умение внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя, запоминать необходимый ма­териал, подчиняться определенным правилам поведения. Ситуативность поведения, неумение произвольно управлять своей познавательной деятельностью могут серьезно затруд­нить обучение ребенка в школе. Зачастую именно эта причи­на вызывает слабую успеваемость в младших классах.

Наличие определенных знаний, умений и навыков также является необходимым условием успешного обучения в школе — овладение грамотой, счетом, решением математических задач. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи. Поможет ре­бенку учиться в школе и усвоение числа.

Психологическая готовность младшего школьника к уче­нию включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включить­ся в общую деятельность. Это общественные мотивы поведе­ния, усвоенные правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотно­шения со сверстниками.

Теги : психологические особенности младших школьников, психологические особенности развития младших школьников, возрастные психологические особенности младших школьников, психологические особенности общения младших школьников

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1898 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!