Работа над корнями слов. Часть 1

Работа над корнями слов. Часть 1

-ВОД-

1. Отгадайте загадку и запишите отгадку:
Я летаю
И бегу,
И стеклянной
Быть могу. (вода)

2. Запишите родственные слова к данному слову (вода) в порядке указанных значений:
работник водного транспорта
то, что содержит много воды
жук, который живет в воде

3. Составьте словосочетания, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова. Водяной, водный, водянистый (спорт, кисель, гладь, лилия, пар).

4. Выпишите родственные слова к слову «водитель»:

Водоем, водичка, водительские (права), проводы.
Назовите родственные слова с корнем –вод(а).

-ГНЕЗД-

1. Послушайте текст, выпишите однокоренные слова к корню -гнезд-.
Гнездовья морских птиц всегда надежно защищены. Вот небольшая черноватая птица с малиново-красными лапами и клювом. Это чистик. Она любит гнездиться на больших каменных островах. Большую часть жизни чистики живут в открытом море и только на время гнездования выходят на берег. Среди камней устраивают они свои гнезда. Здесь вырастают у чистиков птенцы.
— В каких из однокоренных слов безударную гласную можно проверить? Каким словом? Почему?

2. Изменить слово – «гнездиться» по вопросам: что делают? Что делал?

-ЛЕС-

Послушайте загадку, отгадайте ее, назовите в ней слова с безударной гласной в корне.

Весной веселит. Летом холодит.
Осенью питает. Зимой согревает. (лес)

2. Запишите данные однокоренные слова в два столбика:

слова, обозначающие предмет – в один, а в другой – слова, обозначающие признак предмета: лесистый, лесник, лесной, лесничество.

Здесь же надо провести работу над значением слов. Для справок: лесник – лесной сторож, лесничество – участок леса, лесничий – служащий лесничество, лесистый – заросший лесом.

3. К данным словам подберите подходящие по смыслу слова из скобок, запишите словосочетания: лесной, лесистый (местность, житель, ягоды, опушка, гора).

4. Прочитайте поговорку: «Кто в лес, а кто по дрова». Объясните, в каких случаях употребляют эту поговорку.

5. Послушайте отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»

Я бы строить дом пошел –
пусть меня научат.
План готов и вокруг
Сто работ на тыщу рук.
Упираются леса в самые небеса.

А каких лесах говорится в стихотворении, объясните значение этого слова. (Леса – временное сооружение для возведения или ремонта здания.)

-СМЕХ-

1. Послушайте отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Про Храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Выпишите сначала однокоренные слова к слову «смех», а затем слова, близкие по значению.

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Очень уж смешной заяц.

2. Выпишите сначала те пары слов, в которых слова «смеяться» и «хохочет» употреблены в переносном значении.

— А вот и верба у колодца распустилась и смеется (Е. Трутнева). В цирке весело смеялись дети.
— Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и греми. (А. Пушкин).
Визжат и хохочут ребятишки, купаясь в прозрачной воде.

3. Какими словами, близкими по значению, можно дополнить ряд слов «хихикать», «смеяться»? Записать все слова в порядке возрастания действия.

-ЛЕТ-

1. Прочитать слова с корнем -лет-. Определить, сколько всего однокоренных слов: полет, летучая, лето, летательный, летный, летная. Выпишите однокоренные слова с корнем -лет- в значении «нести по воздуху».

2. Запишите слова с подходящими по смыслу словами из скобок.
Летучая, летательный, летный (аппарат, форма, погода, мышь).

3. Прослушайте два предложения и скажите, где слова «улетают» употребляется в переносном смысле. Как сказать по-другому.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев (О. Высоцкая).
Должно быть это
Улетает наше лето (Е. Трутнева).

4. Каким словам можно заменить выражение: годы летят, время летит?

-ДРОЖЬ-

1. Укажите, в каком значении употреблено слова «дрожать» в прочитанных предложениях:
Запоздалый рыжик ежится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат. (О. Высоцкая).
(сотрясаться от движения)

Мать дрожала за здоровье своего ребенка.
(оберегать, заботиться, опасаться за кого-нибудь)

Земля дрожала от взрывов.
От волнения у мальчика дрожал голос
И выступали слезы на глазах.
(прерываться, изменяться)

2. Записать ряд родственных слов с корнем –дрожь-, объяснить их значение.

 

Читать далее…

Теги : урок 2 класс корень слова, урок русского языка корень слова, корень слова конспект, урок по теме корень слова, корень слова 3 класс, корень слова упражнения, корень однокоренные слова урок, урок корень слова 3 класс, методика преподавания

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 3246 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!