Работа над корнями слов. Часть 2

Работа над корнями слов. Часть 2

-КОТ-

1. Отгадайте загадку и запишите отгадку.

Глазищи, усищи,
Хвостище!
А моется всех
Чище! (кот)

Что за зверь?
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой,
Берегись мышиный род!
На охоту вышел … (Ю. Могутин)

2. Запишите однокоренные слова, используя вопрос:

— Каким словом называется детеныш кошки? (котенок, котик, кошечка)

3. Выпишите из предложения однокоренные слова с корнем –кот-:

Котик усатый по садику бродит.

Какое животное еще называют котиком?
(морское животное с ценным мехом)

-КАТ-

1. Составьте предложение со словом «каток».

— В каком еще значении употребляется слово
(ледяная площадка для катания на коньках)
(машина со специальными валами для выравнивания поверхности)

2. Отгадайте загадку:

Там где строят новый дом,
ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка. (О. Батов)

  1. Назовите однокоренные слова с корнем –кат-, обозначающие действие предмета, запишите их.
  2. Прочитайте пословицу: Любишь кататься, люби и саночки возить.

— Как понимаешь эту пословицу?

— В каких случаях ее можно употреблять?

 -КОЛ-

1. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прививка», назовите однокоренные слова:

Ну, подумаешь, укол!
Укололи и пошел.

2. Выпишите однокоренные слова в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Колючка, заколоть, колкий, подколоть, переколоть, кол, заколка, приколоть.

Слово «заколка» разобрать по составу.

3. Послушайте текст.

В кузнеце.
Заглянули мальчики в кузницу. Дядя Трофим предложил им: «Вы постойте и посмотрите, как я раскалю этот кусок железа». Один из мальчиков удивился:
«Разве железо – это дрова, что их можно расколоть?»

— Почему мальчики не поняли кузнеца?
— Что собирался сделать с железом кузнец?
— Подберите однокоренные слова к этому слову.
— Какую гласную вы напишете в этом слове?

4. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы: Зак…лю здоровье, зак…лю булавкой, раск…лю железо, раск…лю дрова.

-МОРОЗ-

1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

2. Образуйте однокоренные слова с корнем –мороз-, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета (заморозки, изморозь, морозный, морозить и т.д.). Разберите по составу слова: заморозки, морозный.

3. Прочитайте, выпишите слова, близкие по значению к слову мороз.

1) Подула зима холодом, шлет мороз за морозом. (К. Ушинский)

2) Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. (С. Маршак)

 -КОРМ-

1. Прослушайте и выпишите из предложений однокоренные слова скорнем-корм-.

а) Земля – кормилица наша.

б) Труд человека кормит, а лень портит.

в) Таня положила корму в птичью кормушку.

Выделите корень, под безударной гласной в корне поставьте точку, подчеркните проверочные слова. Разберите по составу слово «кормушка».

2. Найдите в тексте слова с корнем –корм-:

Простор голубой,
Земля за кормой,
Гордо реет над мачтой
Флаг отчизны родной!

  • Почему это слово не является однокоренным с теми, которые вы записали?
  • Что обозначает это слово?

 3. Составьте и запишите словосочетание с данными в скобках словами.

Кормовой (свекла, весло)

Укажите, в каком значении употреблены слова с корнем –корм-.

-ЗВЕЗД-

1. Запишите отгадку к загадке и припишите к этому слову однокоренные слова:
Рассыпалось в ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (звезда, звездный, звездочка)

— Назовите слово, которое обозначает предмет и признак предмета.

2. Прослушайте предложения и определите, в каком значении в них употреблено слово «звезда»?

Значения слова: 1. Небесное тело. 2. Фигура, предмет с остроконечными выступами. 3. Знак отличия, имеющий форму звезды.

Прошли военные годы, прошла беда крутая. У брата на груди Звезда, как солнце золотая. (Е. Трутнева) Звезды меркнут и гаснут, в огне облака. (И. Никитин) И, верхушку украшая, там сияет как всегда, очень яркая, большая пятикрылая звезда. (Е. Благинина В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут. (А. Пушкин)

-ЗЕРН-

1. Отгадайте загадку и запишите отгадку:

Одно бросил, целую горсть взял. (зерно)

2. Припишите к слову «зерно» однокоренные слова с указанными в схеме значениями:

зерно – икра, состоящая из зерен;
зерно – маленькое зерно

— Назовите слово с безударными гласными, укажите проверочное слово.

Читать далее…

Теги : урок 2 класс корень слова, урок русского языка корень слова, корень слова конспект, урок по теме корень слова, корень слова 3 класс, корень слова упражнения, корень однокоренные слова урок, урок корень слова 3 класс, методика преподавания

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 4074 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!