Работа над корнями слов. Часть 3

Работа над корнями слов. Часть 3

-КОС-

1. Отгадайте загадку, запишите отгадку:

Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (коса)

2. Припишите к слову «коса» однокоренные слова с указанными значениями:

— срезать косой
— тот, кто косит косой
— машина для косьбы

3. Послушайте шуточное стихотворение С.И. Ильина:

Три косы.
Одна живет на речке,
Другая – на лугу,
А третью я за плечиком
Рукой достать могу.

— Скажите, о каких косах идет речь в стихотворении? (орудие, которым срезают траву, злаки) (сплетенные в одну прядь волосы) (полуостров в виде узкой полоски земли)

4. Прослушайте шуточное стихотворение Я. Козловского:

Косит косец, и зайчишка косит.

— Подобрать однокоренное слово к слову «косит» (косой, коситься)
— С какой буквой они пишутся?

-КОНЕЦ-

1. Прослушайте пословицу: Кончил дело, гуляй смело.

— В каких случаях употребляют эту пословицу?

2. Прочитайте однокоренные слова, впишите их в порядке указанных значений.
Кончил, окончание, конечности.
(часть слова, которая служит для связи слов в предложении; довести до конца: органы движения у человека и животных)

Назовите слова с безударными гласными, которые надо проверить.

— Найдите проверочное в ряду однокоренных.

3. Запишите слова, противоположные по значению:

конец-
кончить-
конечный-

Со словами первого столбика составить словосочетание.

-ЗЕЛЕН-

1. Запишите однокоренные слова с корнем –зелен-, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
(зеленщик, зелень, зеленый, зеленеть, озеленить)

2. Укажите, в каком значении в прочитанных предложениях употребляют слово зеленый?
(цвет; состоящий из зелени; недозрелый, недоспелый)

1) Тихо дремлет бор зеленый. 2) В лес придет – зря ветки не сломит, спелую ягоду возьмет, а зеленую на кусте оставит: пусть себе зреет. (С.Я. Маршак) 3) Летом на обед детям зеленые щи. 4) Среди кустов зеленых гуляет олененок. (П. Комаров)

3. Составьте словосочетание, подбирая к слову «зеленый» близкие по значению слова:
Зеленое лицо, зеленое яблоко (неспелый; бледный)

4. Прослушайте текст:

ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА

Это выражение великолепно показывает, как меняется наш язык. Сто лет назад у всех оно вызывало ужас: зеленой улицей называли тогда две шеренги солдат. У каждого из солдат в руках был гибкий прут из лозы – шпицрутен. По такой улице прогоняли или протаскивали осужденных. Нередко в конце этой зеленой улицы человек умирал.
Теперь зеленая улица – непрерывная цепь зеленых семафорных огней, которые дают возможность мчаться поезду без всякой задержки. В переносном значении «зеленая улица» — прямой, свободный, открытый путь. (по Э. Вартаньянцу)

  • Что это выражение обозначало в прошлом?
  • А теперь?

-ЗВОН-

1. Отгадайте загадку и запишите отгадку:

Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык,
Чуть нажмешь – поднимет крик.
Все поймут его язык. (звонок)

2. Спишите родственные слова, подчеркните корень, под безударной гласной корня поставьте точку:

Звонарь, звонить, звонкий, звон, звоночек, перезвон.

3. Запишите слово «звонить» так, чтобы оно отвечало на поставленные вопросы.

Обратите внимание на ударение, научитесь правильно произносить это слово:

Что делать? Звонить

Что делает? Звонит

Что делаем? Звоним

Что делают? Звонят

4. Прочитайте правильно, поставьте ударение в словах с корнем –звон-.

Телефон опять звонит!
У него в ушах звенит. (А. Барто)

Составьте предложения или рассказ по теме «Телефон», употребляя слова: звонить, позвонить, позвоните.

5. Прочитайте пословицу:

Слышал звон, да не знает, где он.

  • В каких случаях ее употребляют?

-ЗОЛОТ-

1. Прочитайте, какие значения имеет слово золотой и укажите, в каком значении употреблено это слово в предложении.

а) Детство наше золотое все счастливей с каждым днем. б) Белка песенки поет и орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые. в) Солнце золотое светит над страной: это край Советский, это край родной. г) Ветерок спросил пролетая: Отчего, ты рожь, золотая?

2. Составьте словосочетание со словом золотой, пользуясь вопросами.

Подчеркните те словосочетания, в которых слово золотой употреблено в переносном значении.

(какой?) характер
(какие?) руки
(какое?) кольцо
(какие?) часы
(какая?) осень

3. Прослушайте отрывки из стихотворений и выпишите однокоренные слова с корнем –золот-.

а) Солнца луч золотой бросил искру свою.

б) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

в) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

г) Из колосьев ловко, быстро выбивается зерно, и струею золотистой в грузовик течет оно.

Теги : урок 2 класс корень слова, урок русского языка корень слова, корень слова конспект, урок по теме корень слова, корень слова 3 класс, корень слова упражнения, корень однокоренные слова урок, урок корень слова 3 класс, методика преподавания

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 7383 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!