Развитие внимания у детей

Невнимательность зависит главным образом от уровня эмоциональных стимулов учения в целом, степени увлеченности материалом урока, а также от сложности содержания и способов выполнения учебных заданий.

Для ребенка с инертным вниманием особенно нежелательна «зубрежка», поэтому каждый раз просите ребенка пересказать вам условие задачи (а не читать его), подробнее рассказать о том, что не получается (не просто «не могу сделать упражнение», а «не могу вставить пропущенные буквы, потому что…»). Ребенка нужно «разговорить», особенно если он стеснителен и молчалив сам по себе, тем более что вас, родителей, он все же не должен стесняться.

Запрещенный прием

Для ребенка с относительно инертной нервной системой непривычный темп работы (сокращение или ограничение времени на выполнение задания) является усугубляющим фактором. Не пытайтесь растормошить ребенка таким образом. Любой из рассмотренных видов невнимательности может принять устойчивую форму. Это тревожный сигнал того, что волевая основа внимания у ребенка сильно ослаблена.

Устойчивая невнимательность объясняется уже не единичными причинами (внешними или внутренними), а их совокупностью: при выполнении учебной работы ребенок сталкивается со многими трудностями, неблагоприятными условиями для выполнения заданий, педагогически неоправданными методами обучения, слабостью учебных стимулов или отсутствием необходимых умений и навыков. Иногда встречается ситуативная форма невнимательности.

Она возникает у некоторых ребят при определенных условиях и видах деятельности в результате постоянно действующих причин. В качестве таких причин могут выступать устойчивые пробелы в знаниях и закрепившееся отрицательное отношение ученика к данному учебному предмету.

В основе распространенных школьных проблем (ребенок не понимает учебного материала, допускает ошибки при выполнении самостоятельных учебных заданий, не умеет начать и последовательно вести работу над заучиванием текстов, выполнением рисунков и т. п.) часто лежат недостатки внимания, а не отсутствие способностей, слабость сообразительности или плохая память, как эта принято считать.

Невнимательность у младшего школьника может приобретать самые различные формы, и разнообразие этих форм обуславливается сложным «устройством» внимания. Наиболее распространенные формы невнимательности возникают на основе слабой развитости некоторых психологических основ внимания (волевой регуляции, эмоциональной заинтересованности и т. д.), а также из-за снижения основных свойств внимания (концентрированности, объема, устойчивости, распределяемости и перёключаемости).

Теги: развитие внимания у детей, развитие внимания детей дошкольного и школьного возраста, особенности развития внимания у детей, развитие концентрации внимания у детей, развитие произвольного внимания у детей, детская невнимательность

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 434 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!