Система работы по совершенствованию речевой культуры учащихся

Систематичность и последовательность в изучении любого учебного материала — один из важнейших общедидактических принципов, обеспечивающий связь предыдущего с последующим, опору при объяснении нового на ранее пройденное, постепенное нарастание трудности.

По мнению М.Р.Львова, систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

— последовательностью упражнений;

— их перспективностью;

разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого из них);

умением подчинять разнообразные виды упражнений общей цели.

Разнообразие систем работы по совершенствованию речи младших школьников отражено в пособии Н.И.Политовой «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» (1984), в учебниках Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» (2000-2002) и М.С.Соловейчик. «К тайнам нашего языка» (2000-2002). Но полной и четкой системы формирования культуры речи младших школьников, раскрывающей специфику работы в каждой* классе и не зависящей от позиции авторов учебников, на наш взгляд, пока нет.

Одним из вариантов создания такой системы является описываемый ниже опыт работы учителей СПОШ № 5 г.Благовещенска Новиковой А.В. и Гудковой Е.Н., который подтвердил важность и необходимость использования памятки «Исправь!», карточек и перфокарт, игр и занимательности. Специфику работы по формированию культуры речи учащихся в каждом классе начальной школы определяли возрастные особенности учащихся и изучаемый языковой материал.

1-й класс

В современной четырехклассной начальной школе первый год обучения почти полностью совпадает с периодом обучения грамоте, поэтому объем и направления работы по формированию культуры речи первоклассников определяет языковой материаи букварей.

Из пяти выделенных М.Р.Львовым уровней развития речи младших школьников первоклассникам частично доступны лишь два -произносительный и лексический. А конкретность и образность мышления диктуют необходимость занимательной формы проводимой речевой работы.

На уроках обучения грамоте периодически испольховались  загадки и игра «Доскажи слово», взятые из пособия А.А.Бондаренко и М.Л.Каленчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников» (1990), занимательные стихи.

У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)

По асфальту едет дом.
Ребятишек много в нем.
А на крыше дома вожжи.
Он ходить без них не может. (Троллейбус)

Новый дом несу в руке.
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)

И прибежала зайчиха,
И закричала: «Ай, ай!…
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под …. (трамвай)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
Строго в порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все …. (алфавит)

Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его …. (арбуз)

У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор)

Мне зеленый кипяток
Ноги голые обжег.
У заборов он бывает.
Никогда не остывает. (Крапива)

Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе вдруг
Путь на север и на юг. (Компас)

Нарисовали, как вдали,
На ниве урожайной,
Проходят, словно корабли,
Могучие …. (комбайны)

Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я -… . (свёкла)

Стелют на матрас меня,
Называюсь…. (простыня)

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил.
И уж вовсе не нарочно
На ковер кисель пролил.
Просто было очень скучно…
Но теперь-то я послушный!

Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики-скворечники
Мы сколотим из досок.

Цапля, важная носатая,
Целый день стоит как … (статуя)

Роль ударения в разграничении лексического значения слов можно показать, используя следующий занимательный материал.

На кустах уселись сорок пестрых скачущих … (сорок)
Солнце село за … .                                                                 (село)
Замок был закрыт на … .                                                  (замок)
Семена гвоздики похожи на … .                                 (гвоздики)
Огородное пугало всех ….                                              (пугало)
Дорога на Родину всегда ….                                           (дорога)
Косит косец, а зайчишка ….                                             (косит)
Трусит трусишка, а ослик ….                                         (трусит)

Скорей, сестра, на тыб взгляни.
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это … .   (окуни)

Сосульки, как носы у цапель,
И тают словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель.
Поет апрельская …      (капель)

Анализ букваря В.Г.Горецкого позволил нам наметить следующие направления работы по совершенствованию речевой культуры первоклассников:

1. Работа над словами, которые не различаются произношением и написанием (в скобках дается искаженный вариант): табуретка (ту баретка), директор (дилектор), овощной (овочной), тронул (трогнул), уколола (уколила), трактор (трахтор), трамвай (транвай), комбайн (конбайн), экскаватор (эскаватор), коридор (колидор).

2. Работа над словами, которые произносятся не так, как написано: скворечник конечно, скучно, что, чтобы, нарочно, сегодня, другого, нового, праздник, солнце, детский, легко, мягкий, счет, счастье.

3.    Овладение литературной нормой постановки ударения: алфавит, портфель, крапива, компас, арбуз, библиотека, шофер, свёкла, столяр, удит — удилище, двери — у дверей, нитки тонки, ворота, в норе, пила — пили, позвала — позвали, звонит — звонишь — звонят, стаканы — стаканов.

4.  Наблюдение над изменением значения слов в зависимости от постановки ударения: стоит — стоит, косит — косит, ирис — ирис, хлопок — хлопок, стрелки — стрелки, замок — замок.

5.  Наблюдение над образованием некоторых грамматических форм: шофёр — шофёры, инженер — инженеры, много пальто, из метро, с кенгуру и шимпанзе, на такси.

6.  Наблюдение над особенностями сочетания слов в нашем языке: надел шубу, одела куклу, положил в портфель, кладу на парту, сажают деревья, садят за стол, сеют пшеницу и овес.

2 класс

Совершенствование произносительной культуры речи второклассников проходило в виде речевых разминок на уроках грамматики и орфографии и опиралось на языковой материал словарика «Произноси слова правильно» в учебнике Рамзаевой Т.Г. Возрастные особенности учащихся позволяли проводить лишь общеклассную работу с максимальным использованием занимательности и опорной наглядности (см. в «Дидактическом материале» образцы карточек «Произноси правильно» для коллективной работы).

—   Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, почему автор смеется над главным героем?

—   Еще раз слушаем стихотворение, чтобы заметить, какие слова Петя произносит неправильно.

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секет свеклу, пекет блины…»
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
-Петя! — несется со двора, —
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
— Скажите, в чет я виноват?
И до меня дошел черед:
Портфель он «портфелем» зовет.
На мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?   (Ю.Тимянский)

— Запишем эти слова и поставим в них ударение.

В связи с изучением однокоренных слов и формированием практических умений по разграничению частей речи использовались речевые разминки следующих видов.

1. Употребление в речи смешиваемых слов.

— Послушайте стихотворение и скажите, какие слова нельзя путать и надо правильно употреблять в своей речи.

Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть…

Давай глядеть
Кого одеть и что надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!

— Чем отличаются по значению слова одеть (кого-то) и надеть (на себя)? Придумайте свои предложения с этими словами. На какой вопрос они отвечают? Как их надо подчеркивать?

Аналогичная работа проводилась над глаголами: упираться (ногами) — опираться (руками), взобраться (на дерево) — забраться (в чащу леса), войти (в дом) — взойти (на гору) — зайти (к другу).

—  Спишите предложения, вставив нужное слово (взойти, зайти).

По пути он … за товарищем.
Альпинисты … на вершину горы.
Он проходил мимо и … в наш дом.
Уже вечер, и солнце ….

Второклассникам доступно разграничение значений следующих прилагательных: гористая (местность) — горная (тропа), далекий (друг) — дальний (лес), длинный (шест) — длительный (поиск), дружный (класс) — дружеский (привет), жесткий (матрас) — жестокий (человек), каменный (дом) — каменистый (берег, усеянный камнями), лесистый (склон горы) — лесной (цветок), рыбный (суп) — рыбий (хвост), соседний (дом) — соседский (кот), сытый (человек) — сытный (ужин), серебряный (браслет) — серебристый (иней), злой (человек) —злобный (взгляд).

2. Овладение нормами употребления предлогов.

— Запишите сачетания слов, вставляя предлоги с и из.

Но особое внимание надо уделять работе над предложением, в связи с чем полезно ввести значки   | Г  | и  | П | .

Так как в учебниках достаточно упражнений на восстановление деформированного предложения, на речевых разминках лучше работать со связным текстом.

1. — Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Сколько в этом тексте предложений?

— Где видите нарушения границы предложения? Поставьте в этом месте карточку [ Г ]

— Спишите текст, правильно обозначив конец каждой мысли.

Надвинулась темная туч… над лесом бл…снула яркая молния. Глухо прокатился отд…ленный гром. Пронесся свежий вет…р хлынул прол… вной дождь.

2. — Найдите в тексте повтор одного и того же слова, обозначьте его карточкой   [ П ].  Как лучше исправить эту ошибку?

— Спишите текст без ошибок, озаглавьте его.

Орел свил себе гнездо и вывел птенцов. Орел летал к морю и приносил птенцам рыбу. Однажды птица прилетела с большой рыбой, но люди отняли ее. Орел не мог еще раз лететь к морю. Орел спустился в гнездо и стал ласкать голодных детей.

3. — Найдите в тексте предложение с неудачным порядком слов и цифрами обозначьте правильный порядок слов.

—     Какие ошибки вы еще заметили?   Куда поставите карточки [ П ] и [ Г ] ?

— Спишите текст, исправив его.

Играли три во дворе у нас мальчика. Мальчики были одеты в серые курточки и шапочки. Малыши были очень похожи друг на друга мальчики дружно играли и никогда не ссорились.

В результате целенаправленной работы по предупреждению ошибок в построении предложений и их взаимосвязи в тексте к концу учебного года около 70% второклассников перестали допускать эти ошибки в своих творческих работах.

3 класс

Как и во втором классе, совершенствование произносительной культуры речи третьеклассников проводилось с опорой на словарик «Произноси слова правильно». При этом особое внимание уделялось словам иностранного происхождения, их лексическому значению и особенностям произношения.

1.  — Произносите, как написано.

Радио, какао, фараон, район, почтальон, патриот, шоссе.

—  Угадайте их значения.

(Человек, горячо любящий свою Родину. Царь в Древнем Египте. Способ беспроволочной передачи звуков на большое расстояние. Административно-территориальная единица внутри страны или большого города. Дорога с твердым покрытием. Растение, из которого делают шоколад. Работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам.)

2.  — Произносите звук перед буквой е мягко.

Музей, фанера, пионер, шинель, инженер, комбинезон, шрапнель, агент.

—  Угадайте их значения.

(Тонкий лист древесины. Мужское форменное пальто. Верхняя рабочая одежда. Человек с высшим техническим образованием. Артиллерийский снаряд, начиненный пулями. Человек, который действует в чьих-нибудь интересах. Первопроходец — тот, кто положил начало чему-то новому. Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением предметов-памятников истории.

3. — Произносите согласный звук перед буквой е твердо.

Ателье, модель, термос, шоссе, свитер, темп, теннис, тембр, туннель, пюре.

— Угадайте их значения.

(Теплая вязаная фуфайка без застежек, с высоким воротом. Особая окраска звука, голоса. Парная спортивная игра маленьким мячом. Степень быстроты в исполнении чего-либо. Образец какого-нибудь изделия. Сооружение в виде коридора, по которому проложены железнодорожные пути. Мастерская по шитью одежды. Специальный сосуд для хранения содержимого при постоянной температуре. Протертая масса из фруктов, ягод, овощей.)

Со второй четверти на речевых разминках общеклассная работа начала сочетаться с индивидуальной (см. в «Дидактическом материале» образцы карточек «Произноси правильно» для индивидуальной работы).

Изучение приставок и суффиксов позволило активно использовать упражнения на сочетаемость слов и нахождение ошибок в их образовании.

1. — Запишите предложения, вставив нужные приставки и выделив их

Мальчик …шел на столе свою тетрадь. Папа …шел в комнату. Девочка …шла за угол. Дети …шли по дороге. Надо …ложитъ салфетку под тарелку.

—    Что интересного заметили? (Одинаковые приставки и предлоги.)

2.  — Найдите и исправьте речевые ошибки.

Однажды меня пробудил мой папа. Над рекой свисла ива. Человек вшел в дом. Кругом стояла тихота. Зайцы гладут кору деревьев. Лоси ночевали в осиновике. Идет убор картофеля. Я подошел к собакиной конуре. Стало холодеть.

При изучении категории рода имен существительных и изменения их по числам и падежам использовались речевые разминки следующих видов.

1.   — Слова первой сточки надо читать с ударением на первом слоге, а второй — на втором.

туфля, искра, жаворонок, кладбище, компас, недруг

досуг, добыча, щавель, агент, портфель, мозоль

— Спишите имена существительные, обозначив ударный слог и род.

2.  — Прочитайте стихотворение. Что обозначает слово «тюль»? — Выпишите его в сочетании с прилагательными.

Я тюль воздушный, кружевной,
Уютно в комнате со мной.
И хоть прозрачный я и нежный,
Цветным бываю, белоснежным,
Но род мужской имею я
Запомните, мои друзья.

3.  — Отгадайте загадку-шутку. Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов?
У рыбей нет зубей?
Или у рыб нет зуб?

4. — Определите падеж существительного «банты». Как это слово правильно произносится?

Банты Алла потеряла
И о бантах плачет Алла:
«Нету бантов!» Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели,
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла:
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада,
Ей других совсем не надо!

5. — Составьте и запишите словосочетания, укажите падеж и род имен существительных.

6. — Найдите и исправьте речевые ошибки.

Наше фамилие — Колесниковы. В вазочке стояла вкусная повидла. Вся семья собрались за столом. Чернило пролилось за стол. Собака -домашняя животная. Не всем ребятам хватило стулов. Еще далеко до первых заморозок. Он хорошо играет на пианине. Еж свернулся и подставил иголки прямо волку в нос. Попутчики доехали к реке. Я был очень доволен своей победе. Врачи проявляют внимание и заботу к людям. Кот подкрался к самой дуплу. Командир пнул коня шпорами и поехал дальше.

Изучение изменения имен прилагательных по родам и числам позволило не только активно использовать карточки «Говори правильно», но и апробировать ряд перфокарт.

Дописать окончания имен прилагательных

вкусн…    яблоко
черн…    кофе
густ…    повидло
молочн…    вермишель
тропическ…    растение
варен…    фасоль
ярк…    пламя
громк…    радио

Закончить словосочетание нужным существительным

болотная     …..
болотистая     …..
лесная     …..
лесистая     …..
дождевая     …..
дождливая     …..

В теме «Изменение глаголов по временам» особое внимание уделялось постановке ударения в некоторых формах (см. карточки «Говори правильно»), в связи с чем использовались перфокарты.

Изменить глаголы по родам и числам.
Во всех формах поставить ударение.
собрать он             она               оно                  они
занять
задать
начать
понять
ожить

На речевых разминках, связанных с анализом предложений и текстов, третьеклассники познакомились со значками [ V ] и [ ~~~ ]

1. — Найдите в предложениях неудачно употребленные слова.

— Подчеркните их волнистой линией. Спишите предложения, исправив ошибки.

Вечером Витя защитился за маленького Петю. Мама известила бабушке о моем приезде. Птица приземлилась на землю. Котенок был такой маленький, такой тонкий. Ветер постепенно входил в силу. В гнезде жили пернатые воробьи.

2. — Найдите в изложении ученика пропуск важных мыслей. Обозначьте его карточкой [ V ]. Спишите текст, добавив нужное предложение.

Живая шляпа
Котенок Васька сидел на полу и ловил мух. Вдруг на шляпу села муха. Котенок прыгнул на шляпу. Она упала на пол и накрыла Ваську.

Со второго полугодия на уроках обучения написанию изложений и сочинений с целью предупреждения речевых ошибок вводится памятка «Исправь!». В начале урока с опорой на эту памятку третьеклассники вспоминают, какие речевые ошибки бывают и как их избежать. А в конце урока эта же памятка помогает им в редактировании своих текстов.

При проверке творческих работ детей учитель начинает использовать условные знаки памятки «Исправь!», что облегчает третьеклассникам работу по исправлению ошибок. Приемами исправления учащиеся овладели на общеклассных речевых разминках.

Рассмотрим пример урока обучения изложению по тексту «Подкидыш» (пособие В.И Яковлевой, — С.96).

I. Оргмомент.

II.        Вводная беседа.

— Сегодня на уроке мы пишем и:шожение. Кто помнит, что это за вид работы? Какие требования к написанию изложений вы знаете?

—  Зачем я вывесила памятку «Исправь!»?

—  Каких ошибок надо остерегаться?

III. Обучение написанию изложения:

1)   вступительная беседа:

—  Как вы думаете, о чем говорится в тексте с таким названием? Это живое существо или предмет?

—  Я прочитаю текст, а вы определите его основную мысль;

2)   чтение текста учителем;

3)   анализ текста:

—  Какова основная мысль? (Надо помогать друг другу, нельзя бросать в беде).

—  Кто главные герои рассказа? Назовем их по-разному.

На доске:

синичка, крошка, птичка, она, подкидыш,
воробьи, они, приемные родители,
Аня и Нина, девочки, они, сестренки

— Зачем я выписала эти слова на доску? (Чтобы мы не повторяли одни и те же слова.);

4) работа по готовому плану;

5) языковой анализ текста:

— Какие слова использует автор, чтобы подчеркнуть, что синичка была маленькой и беспомощной? (бедная птичка, крошка, жалобно пищала)

—  Как по-другому можно сказать о кошке: «Она обидит птичку»?

—      Что сделали девочки? (положили в гнездо, подложили, подкинули);

6) орфографическая подготовка;

7) запись изложения детьми:

—  Послушайте текст еще раз.

—  Не забывайте каждую новую часть текста писать с красной строки.

—  Помните, о чем вас предупреждает памятка «Исправь!»

8 ) самопроверка и анализ работ:

—  С опорой на памятку «Исправь!» проверьте свои тексты.

—  Как будете исправлять  [ П ] ? [ Г ] ? [] ? [ V ] ?

—  За аккуратные и правильные исправления оценка снижаться не

будет.

IV. Итог урока.

Ошибки в неудачном употреблении слов к концу обучения в начальной школе становятся самыми распространенными и искореняются очень медленно, по мере обогащения словарного запаса детей.

4 класс

Последний год обучения в начальной школе связан с изучением значительного объема грамматической теории, поэтому на первое место выходит морфологический уровень развития речи учащихся.

Так как четвероклассники умеют работать самостоятельно, использовалось большое количество карточек и перфокарт (см. «Дидактический материал»).

1. Составьте и запишите словосочетания. Укажите склонение и падеж имен существительных

чашка без (блюдца)
килограмм (яблоки)
продажа (полотенца)
чехлы от (кресла)
много (дела)
удаление (пятна)

2. Просклоняй существительные, поставь ударение:

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.

Проспрягай глаголы, поставь ударение:  Ед.ч. / Мн.ч.

1 лицо
2 лицо
3 лицо

3. — Запишите словосочетания. Укажите склонение и падеж имен существительных.

Гулял / Был одет — шапка, шуба, шарф
Прочитать / Прочитать в — книга, повесть, роман
Удивляться / Нет — терпение, успех, тишина
Просить / Радоваться — совет, помощь, вода
Бояться / Приблизиться — враг, мышь, собака
Подготовиться / Ждать — отъезд, встреча, собрание

4 — Спишите текст, вставляя окончания имен прилагательных. Укажите их род, число, падеж.

Сапожник — это трудн…, сложи… и кропотлив… ремесло. Оно требует особ… усердия, но и приносит огромн… радость. Приятно надеть удобн… сапожок, изящн… туфельку. Долог путь к ботинкам и сапожкам. Надо придумать красив… и удобн… модель, сделать деревянн… колодки, отобрать мягк…, прочн… кожу.

Особое внимание уделялось трудным случаям образования грамматических форм. Например, по-русски нельзя сказать от первого лица в единственном числе: «Я победю, убедю, пылесосю». Но можно использовать описательные выражения либо близкие глаголы: я одержу победу, я хочу убедить, я буду пылесосить и т.д.

Усвоить особенности спряжения глагола жечь помогла занимательность.

Жжет крапива в огороде.
Жжет морозец новогодний.
Летом солнце жжет нещадно.
Жжет горчица беспощадно.

Но:

Жгу я листья в сентябре.
Жгу я свечи в декабре.
В печках жгут дрова зимой,
Ну-ка, повторяй за мной:

Учитель / Дети

я / жгу
мы / жжем
ты / жжешь
вы / жжете
они / жгут
он / жжет

Наблюдая за особенностями изменения по падежам существительных путь и время, четвероклассники убедились, что эти существительные нельзя отнести ни к одному из трех типов склонения в нашем языке. Аналогичная работа проводилась и с глаголами бежать и хотеть.

Обогащением и активизацией словарного запаса учащихся можно целенаправленно заниматься при закреплении умения определять род и тип склонения имен существительных.

1. — Подобрать имена существительные, близкие по значению, но другого склонения.

Азбука, аромат, армия, битва, буря, граница.

2. — Подобрать имена существительные, противоположные по значению, другого склонения.

День, зима, мир, правда, свет, успех, юноша.

На речевых разминках все чаще использовался языковой материал повышенной трудности.

— Найдите и исправьте речевые ошибки.

1.   Говорил он между прочим:
«Красивее. Мы так хочим.
Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, биллетень.
Поверх плана выполняем.
Агент звонит цельный день».

2. Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живет
Тот, кто любую овощь
Любой продукт сжует.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест.
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах.
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, он огромный моль?
Вы скажите: Не верим!
Чтоб все пустить в труху?
… Но есть обжора Время —
Вот кто живет в шкафу!

С первой четверти на уроках обучения написанию изложений и сочинений была введена взаимопроверка творческих работ учащихся с использованием условных значков памятки «Исправь!».  Четвероклассники карандашом помечали найденные речевые погрешности в тетрадях своих товарищей, вместе обсуждали возможные варианты исправления.

После написания изложений и сочинений много внимания уделялось отработке приемов исправления допущенных ошибок на специальных уроках, где коллективная работа сочеталась с работой «в парах» и индивидуальной. А с третьей четверти учащиеся проводили работу над речевыми ошибками самостоятельно в домашних условиях.

Если работа ученика отличалась неполнотой, нарушениями логики и причинно-следственных связей, то она переписывалась заново и только тогда оценивалась окончательно.

Рассмотрим пример одного из уроков работы над речевыми ошибками, чтобы показать используемые нами приемы работы.

1. Оргмомент:

—     С изложением по зрительному восприятию текста вы справились неплохо, но 3 человека оценки пока не получили.

—     Сравните на слух три работы (авторы не называются) и скажите, какая из них самая удачная и почему. (Учитель читает три изложения и обсуждает их с детьми.)

II. Коллективное редактирование.

— Начало одного из ваших текстов я выписала на доску.

— Давайте вместе, опираясь на памятку «Исправь!», найдем в нем речевые ошибки и обозначим их значками.

Алешина яблоня

Г /
V   С фронта он не вернулся.   V   Защищая город Будапешт.
А яблонька жила каждый год созревали на ней вкусные яблоки.
Мать (1)   V   угощает (3) яблоками (5) всех (4) щедро (2).
—  Какой главный недостаток этого текста? (Много пропусков важных слов и мыслей.)
—  Почему начало нельзя считать удачным?
—  Ясно ли, почему Алеша не вернулся с фронта?
—  Что надо сказать о матери?
—  Какие еще ошибки видите?
III. Работа с памяткой «Исправь!»

—  Что означает помета    [ П ] ?

—  У кого в тетрадях она есть?

—  Как будете исправлять? (Заменим другим словом и перепишем предложение заново.)

—  Что означает помета    [ V ] ?

—  Как будете исправлять? (Перепишем заново предложение или абзац.)

Аналогично ведется работа с остальными значками памятки.

IV. Индивидуальная работа над ошибками. (Если ошибок мало, то ученики получают дополнительное задание.)

—  Внимательно перечитайте текст в учебнике, а потом свой.

—  В случае затруднения попросите помощи у соседа по парте или у учителя. (Учитель ходит по классу и помогает нуждающимся.)

V. Итог работы.

Описываемый мной опыт работы с памяткой «Исправь!» показал, что система условных обозначений не только повысила интерес учащихся к речевой работе, но и познакомила их с разновидностями ошибок, привлекла внимание к качеству оформления творческих работ, вооружила приемами совершенствования своих письменных высказываний. Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по нахождению и исправлению речевых ошибок является, на наш взгляд, эффективным средством совершенствования речевой культуры младших школьников.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием -самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

Теги : совершенствование речевой культуры, речевая культура, культура речи и речевая культура, развитие речевой культуры, формирование речевой культуры, речевая культура дошкольника, речевая культура школьников

 
Статья прочитана 3371 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!