Усвоении норм литературного языка

Современный курс родного языка в начальной школе достаточно велик и с каждым десятилетием все возрастает. Каково же влияние всего этого изобилия на речевое развитие школьников? Во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышление, дисциплинирует формирующуюся мысль. Во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому анализу образцовых текстов: анализу структуры, выбора слов, построения фразы, использования тропов и т.д. В-третьих, языковая теория обеспечивает овладение культурой речи, в частности, языковой литературной нормой.

Отражение работы по формированию культуры речи младших школьников можно показать на примере анализа следующих учебников:

— Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1, 2, 3, 4 классы (традиционный подход к обучению с элементами коммуникативного);
— Полякова А.В. Русский язык. 1, 2, 3 классы (система развивающего обучения Л.В. Занкова);
— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 1, 2, 3, 4 классы (образовательная система «Школа 2100», традиционный подход к обучению с элементами развивающего);
— Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка. 1, 2, 3, 4 классы (образовательная система «Гармония», коммуникативный подход к обучению).

Языковой   материал   этих   учебников   позволяет выделить следующие направления сопоставительного анализа:

  1. Работа по формированию речевого этикета.
  2. Работа по формированию произносительной культуры речи.
  3. Ознакомление с литературными нормами образования слов, словосочетаний и предложений.
  4. Редактирование текстов, предложений.
  5. Подбор слов, составление словосочетаний и предложений для выражения определенной мысли.

Как уже отмечалось выше, первые два направления лучше разработаны в методике и поэтому нашли отражение во всех учебниках, но в разном объеме:

— наличие словарика «Произноси правильно»;
— упражнения на постановку ударения и запоминание слов из этого словарика;
— упражнения,  содержащие  задания  и  языковой материал по формированию культуры речевого общения.

При этом учебники А.В.Поляковой и Р.Н. и Е.В.Бунеевых проигрывают по объему и разнообразию заданий учебникам, отражающим коммуникативный подход к изучению родного языка.

Ознакомление с грамматическими нормами нашего языка в учебниках А.В.Поляковой и Р.Н. и Е.В.Бунеевых ведется, практически, через работу с языковым материалом. В учебниках Т.Г.Рамзаевой можно найти несколько таблиц «Говорите правильно» и «Различайте слова» (паронимы). Только в учебнике М.С.Соловейчик удачно сочетается практика с теорией, много опорных схем и таблиц: «Не изменяй слова!», «Какого рода и числа слово», «Не употребляй…» и т.д.

Редактирование во всех учебниках представлено следующими упражнениями:

— нахождение границ предложений в сплошном тексте,
— устранение повторов слов через подстановку местоимений.

Лишь в учебнике М.С.Соловейчик впервые появились задания на исправление речевых ошибок в текстах, составленных детьми, а также на улучшение своих собственных письменных высказываний с опорой на памятку.

Как сделать текст лучше?

Памятка «Редактор».
ПРОВЕРЬ:
1) понятна ли тема; ясна ли главная мысль; передает
ли их название текста; выделены ли красной строкой
части текста;
2) движется ли мысль от предложения к предложению,
3) не нарушен ли их порядок;
удачны ли начало и конец текста;
4) правильно ли, точно ли выражены мысли.
Если нужно, исправляй так:
показывай красную строку: Z;
убирай лишние мысли, слова: / /;
вставляй те, которых недостает: V;
меняй порядок предложений, слов: 1,2,3…;
аккуратно зачеркивай слова, которые заменяешь, и
надписывай другие.

Во всех учебниках, кроме учебника А.В.Поляковой, немало заданий на построение связных высказываний (сочинения, изложения), но только М.С.Соловейчик ведет тщательную языковую подготовку к ним. обучая детей точному отбору слов, образному и эмоциональному изложению. Там же много упражнений в наблюдении за употреблением средств языка в образцовом тексте, когда учащиеся отыскивают «секреты» писателя.

Таким образом, современные учебники русского языка для начальной школы отражают не только работу над формированием правильности речи учащихся, но и работу над ее точностью и выразительностью, что значительно совершенствует преподавание родного языка.

Наблюдения за работой учителей-практиков показывают, что обучение младших школьников соблюдению требований культуры речи большинством учителей проводится беспорядочно, в слишком малом объеме. Одна из причин такого положения заключается в том, что учителя не имеют ясной программы этой работы, не видят возможностей для ее систематического включения в уроки русского языка. Иначе говоря, для того чтобы успешно формировать культуру речи учащихся, необходимо точно знать: чему следует учить при овладении той или иной грамматико-орфографической темой и как это делать.

В приведенной ниже таблице, составленной М.С.Соловейчик, содержание работы по культуре речи соотнесено с основными разделами курса «Русский язык»:

Разделы и темы курса «Русский язык»

Содержание работы по культуре речи
Звуки и буквы

Работа над правильной постановкой ударения, над нормами произношения

Состав слова

Работа над номами словообразования: обучение правильному образованию слов с помощью приставок, суффиксов, предупреждение ошибок типа «учувствовал», «тихота», «осинновик»

Части речи

Обучение правильному формообразованию, предупреждение ошибок в формах рода, числа, падежа иен существительных («фамилие», «грабля», «делов»), личных глаголов («ездиет», «стери», «охотит»), личных местоимений («ихний», «к ей»). Работа над нормами согласования («огромный дупло», «вареная картофель»), над нормами управления («застрял в лужу», «описывать природе»), над координацией главных членов («детвора веселились», «солнце села»).
Обогащение детской речи прилагательными. Обучение выбору более точного слова той или иной части речи; предупреждение повторов слов за счет синонимов в рамках той же части речи, местоимений. Предупреждение неумелого использования местоимений («видели детей с шарами… Они были красные, синие…»)

Предложение

Работа над нормами согласования, управления, координации главных членов. Предупреждение ошибок в нарушении границ предложения («Когда прозвенел звонок. Все вошли в класс»; «Мальчик пошел в лес. И заблудился»), в использовании однородных членов («Все люди и дети шли на площадь»). Обогащение синтаксического строя детской речи.

Работу по формированию культуры речи младших школьников следует начинать с совершенствования произносительной стороны их речи. При этом надо разграничивать логопедический аспект (четкость произношения отдельных звуков и их сочетаний) и собственно речевой (усвоение норм литературного произношения).

Как уже указывалось выше, вопросы совершенствования произносительной культуры речи младших школьников основательно разработаны и достаточно полно представлены в учебниках русского языка, отражающих обязательный произносительный минимум.

Но в практике школьного обучения должного внимания формированию произносительной культуры речи учащихся не уделяется. Основные причины этого:

— отсутствие системы в работе по культуре речи вообще и над произношением слов в частности;
— однообразие приемов работы со словариком «Произноси слова правильно»;
— преобладание коллективных форм организации деятельности учащихся при отсутствии индивидуального подхода.

С целью оказания методической помощи нами разработаны и апробированы карточки «Произноси правильно» для общеклассной работы (30см х 60 см), отражающие трудные случаи произношения имен существительных. На лицевой стороне этих карточек записано слово, произношение которого надо запомнить (ударение в нем отсутствует), а оборотная сторона содержит всю необходимую информацию об этом слове: происхождение, род, система словоформ, лексическое значение, родственные слова. Эти карточки могут быть использованы как для ознакомления с произношением слов, так и для закрепления, когда учитель показывает их одну за другой, а дети произносят слова (сначала — кто-то один, а потом — хором).

Приемы работы по ознакомлению школьников с произношением нового слова:

  1. Самостоятельное прочтение слова с выделением ударного слога.
  2. Информация учителя о его происхождении и правильном произношении, (дети хором повторяют).
  3. Выяснение лексического значения этого слова (можно показать рисунок), подбор родственных слов и уточнение их значения.
  4. Определение рода и изменение слова по падежам (сначала по одному, а потом — хором).
  5. Запись всей группы родственных слов в тетрадь и постановка ударения.

Карточки «Произноси правильно» для индивидуальной работы разработаны в двух вариантах: 1) набор слов, в которых надо поставить ударение, 2) выписывание выделенного слова из стихотворения, где его произношение четко обозначено. При использовании этих карточек важно помнить, что весь языковой материал должен быть предварительно коллективно разобран.

Изучение передового педагогического опыта помогло нам выявить и успешно апробировать следующие виды работы на уроках русского языка, позволяющие совершенствовать культуру речи учащихся целенаправленно и в системе:

  1. Речевые разминки.
  2. Стилистические диктанты.
  3. Индивидуальные карточки.

Данные виды работы еще не получили в школе достаточного распространения, хотя являются эффективным средством предупреждения речевых ошибок.

Речевые разминки включают в себя систему специальных упражнений тренировочного характера, которые надо проводить не реже 2-х раз в неделю. Содержание этих разминок определяется уровнем речевого развития класса и изучаемым грамматико-орфографическим материалом.

По характеру речевых операций, выполняемых учащимися, выделяются несколько типов упражнений:

1. Выбор одной из двух или более возможностей.
Задания:
—  Вставьте пропущенные слова, избегая повторов и пользуясь словами для справок.
—  Выберите одно из слов, указанных в скобках.
—  Закончите предложения, выбрав самые точные слова из записанных ниже.
— Составьте словосочетания, подобрав к каждому из существительных прилагательное из данных ниже.

2. Трансформация, сопровождаемая выбором.
Задания:
— Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа: карандаш, чулок, дело, сапог, ключ, носок…
— Замените глагол на существительное:
дружить с соседями — …
любить родителей — …
сочувствовать товарищу — …
— Образуйте, где возможно, форму 1-го лица единственного числа:
Победить — …, посадить — …, убедить — …, наследить — …

3. Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня.
Задание:
Составьте все возможные существительные
с приставками: про -, над -, от -, в -;
с корнями: — мыв -, — рыв -, шив -;
с суффиксами; — а-, -ний, — к-;
с окончаниями: — е, — а, нулевое.

4. Работа с текстами, содержащими речевые ошибки (редактирование).
Задание:
— Найдите   в   тексте   речевые   ошибки   и запишите отредактированный вариант.

Такие задания могут выполняться коллективно, в процессе обсуждения, и индивидуально по карточкам. Таким образом, речевые разминки позволяют сочетать фронтальную работу с индивидуальной.

В практике начального обучения чаще всего используются такие  виды  работы,  как  коллективное  редактирование детских творческих работ и восстановление деформированного текста.

1. — Прочитайте текст, выписанный на доску.
—  Какие удачные слова и выражения использовал автор?
—  Какие речевые недочеты надо исправить?

Вот так покатался!
Однажды ребята пошли за околицу кататься на салазках. Витя пошел со своей собачкой Жучкой.
Витя задумал кататься на собаке. Ребята удивленно смотрели на него. Он попросил санки, запряг Жучку и покатил.
Вдруг откуда ни возьмись выбежала кошка. Пес, забыв о Вите, быстро побежал за кошкой. Санки перевернулись, и мальчик упал в сугроб.
Ребята рассмеялись. Витя был смущен, а пес еще долго бежал за кошкой.

— Как можно было по-другому выразить отношение всех действующих лиц к событию?
—  Запишите свои варианты последней части рассказа.

2. Самостоятельное членение сплошного текста на предложения.

Русская осень
Чарующе прекрасна русская осень но почему мы назвали осень грустной так ли это оглянись вокруг ведь лес нынче даже прекрасней, чем летом стоит он в золотом уборе вот пламенно-красные осины желтые березки прекрасный лес.

— Вчитайтесь в текст. Сколько в нем мыслей?

Интонацией выделите вопросительные и восклицательные предложения.
— Спишите текст, расставив знаки препинания.

Учителю важно помнить, что эффективность упражнений на редактирование во многом зависит от того, органично ли включается материал в тему урока, доступен ли он учащимся, достаточно ли наглядно исправляются ошибки (полезны цветные мелки), делаются ли обобщения типа «Чего не знали ученики, допустившие погрешности» и т.д.

Покажем варианты речевых разминок в связи с конкретными грамматико-орфографическими темами, где фронтальную работу всего класса можно сочетать с индивидуальной работой некоторых учащихся по карточкам.

Состав слова

При изучении приставок и суффиксов можно предупреждать ошибки в образовании слов и их употреблении в речи.

1) — На перемене я услышала фразу, записанную на доске: «Я сразу учувствовала запах…»

— В образовании какого слова допущена ошибка?
—  Как сказать правильно?
—  Выделите ту часть слова, которая выбрана неверно.
—  Докажите, что это приставка.
—  Запишите в тетрадь это слово правильно и допишите к нему по два других с приставками по — и у —

2) — Найдите слова с ошибками: «Кругом стояла тихота. Зимой лосиха ночевала в осинновике. Я подошел к собакиной конуре. Всегда и во всем нужно проявлять упорность».

—  Какая часть слова употреблена неверно?
—  Запишите слова правильно.
—  От записанных на доске прилагательных с помощью суффиксов — ин — ев — — изн -, — от — образуйте однокоренные существительные.
Полный, крутой, синий, тихий, красивый, желтый, низкий, глубокий, белый.

3) — Что общего в словах замела и намела? Чем они отличаются?
— Спишите   предложения,   вставляя   нужное   слово и пропущенные буквы.

Около школы в…юга …  большой сугро… (1-й вариант)
Около школы в…юга …  все доро…ки. (2-й вариант)

4) — Найдите ошибки в предложениях: «Путники добрались в город. Кот зацепился когтями в шляпу. По пути он вошел за товарищем».

— Что интересного заметили? (Приставки и предлоги должны быть одинаковыми.)
— Выпишите словосочетания по образцу: «Зацепился за шляпу»

5) — Добавить нужную приставку (по — вы -, за ото -, подо -) и записать словосочетания.
к дому
домой
из дома
за дом
от дома

При изучении корня полезно редактировать предложения с неоправданным повтором однокоренных слов.

— Найдите и исправьте ошибки: «Летчики переночевали ночь в лесу. Вот такой со мной случился случай. В рассказе рассказывается о животных».

Варианты исправления могут быть разными:

— зачеркивание лишнего слова;
— подбор синонимов (1-е предложение);
— перестраивание предложения (Вот что со мной случилось.).

При   изучении   правописания   слов   с непроизносимыми согласными в корне можно обратить внимание на их произношение.

— Правильно прочитайте слова, объясните их значения.
— Спишите, выделите корень, подберите проверочное.
Местный,        доблестный,        радостный, областной, добросовестный, совместный, ненасытный, хрустнуть, солнце, захлестнуть, окрестность, отпраздновать.

Имя существительное

Тренировка в разграничении частей речи может сопровождаться следующими речевыми разминками:

1.  — Прочитайте, как написано. Четко проговаривайте все звуки.
Велосипед, овощной, учусь, коридор, директор, семь, комбайн, нравился, троллейбус, восемь, трамвай, экскаватор, асфальт.

— Какие из этих слов ваши знакомые произносят неправильно?
— Выпишите имена существительные, объясните их значения.

2. — Прочитайте слова с ударением на третьем слоге.
Магазин, кулинария, каучук, револьвер, заголовок, молодежь, коромысло, заострить, договор, простыня, заложить, алфавит, баловать, сирота, километр.

—   Выпишите имена существительные, правильно ставя ударение, объясните их значения.

3. — Совпадает ли произношение и написание этих слов?
Посмотрите в словарик «Произноси слова правильно».
Сегодня,  счастье,  счет, конечно,  скворечник,  что, чтобы, яичница, скучный, легко, легче, нарочно, помощник, мягко, красного.

— Выпишите имена существительные, подчеркивая те места, где произношение и написание не совпадает.

При изучении рода имен существительных полезно тренировать учащихся в произношении слов согласно литературной норме.

1.  — Прочитайте слова с ударением на первом слоге.

Случай, искра, жаворонок, туфля, кладбище, компас, верба, свекла.

—   Определите их род. Запишите в три столбика, правильно ставя ударение.

2.  — Прочитайте слова с ударением на втором слоге.

Цемент, досуг, недуг, добыча, щавель, арбуз, агент, арест, квартал, портфель, зевота, фарфор, цыган, дремота.

— Имена существительные какого рода отсутствуют?
— Выпишите существительные мужского рода, правильно ставя ударение.

3. — В нашем языке много слов, которые заимствованы из других языков. Часто их произношение не соответствует правилам нашего языка. Например, у этих существительных согласный звук перед буквой е надо произносить твердо.

Авиамодель, атеист, темп, теннис, термос, протез, ателье, свитер, туннель, пюре, шоссе, дельта, кафе.

— Правильно прочитайте слова, объясните их значения.
— Определите род существительных и запишите их в три столбика.

4. — Не все заимствованные из других языков слова отказываются подчиняться законам нашего языка. Например, у этих существительных согласный звук перед буквой е произносится мягко, как и в русских словах.

Музей, фанера, пионер, шинель, шрапнель, комбинезон, кофе, инженер, милиционер.

—  Правильно прочитайте слова, объясните их значения.
— Определите род существительных, запишите их в два столбика.

Умение безошибочно определять род имен существительных тесно взаимосвязано с усвоением норм согласования и предупреждением ошибок типа: военная госпиталь, яркая пламя, солнце села. Для младших школьников наибольшую трудность представляют имена существительные среднего рода (особенно на -мя: время, семя, пламя, знамя…), несклоняемые существительные, оканчивающиеся на гласный звук (иваси, какао, кофе, шоссе, такси, колибри, пальто, шимпанзе), разграничение существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на мягкий согласный (рояль, соль).

1.  — Определите род имен существительных и запишите их в два столбика.

Тополь, сирень, тюль, рояль, мозоль, студень, руль, путь, карамель, картофель, зелень, капель, рысь, вихрь, молодежь, очередь, метель, шампунь, вермишель, стебель, шерсть, госпиталь, морковь, кисель.

2.  — Определите род имен существительных и запишите их в три столбика.

Туфля, календарь, счастье, рельс, здоровье, фамилия, повидло, шоссе, яблоня, яблоко, урожай, пальто, солнце, прорубь, воскресенье, вермишель, пианино, имя, одежда, мебель, занятие, время, путь, молодежь, животное, джем, пламя.

3. — Допишите окончания имен прилагательных, указав род имен существительных

Блестящ… рельс, маленьк… туфля, махров… полотенце, уз к… прорубь, черн… кофе, горяч… какао, стройн… тополь, проворн… мышь, гибк… камыш, нов… тюль, пухов… шаль, м… фамилия, краен… знамя, вкусн… повидло.

4. — Допишите пропущенные окончания, указав род имен существительных.

Крупн… животное скрыл…сь в чаще леса. На полях колосил…сь густ… рожь. Нов…тюль украсил… нашу комнату. Ярк… пламя озарил… комнату. Военн… госпиталь находил… (ся, сь) за городом. Широк…. шоссе уходил… за горизонт. Молочн… вермишель остывал… на столе. На плите варил… (ся, съ) молод… картофель.

При изучении категории числа имен существительных можно не только закрепить нормы постановки ударения, но и предупреждать ошибки на согласование подлежащего со сказуемым, прилагательных с существительными типа: «детвора веселились», «мокрые одежды», упала грабля».

1.     — От данных существительных образуйте форму множественного числа, поставьте ударение.

Шофер, средство, хозяин, мозоль, столяр, инженер, доктор, квартал, договор, цыган, документ.

2. — Выпишите имена существительные в два столбика: изменяются по числам, по числам не изменяются.

Народ, листва, щипцы, руки, смелость, туфли, шерсть, шинель, сирота, фарфор, санки, молоко, дремота, лыжи, петли, чернила, одежда, ноги, семья

— Укажите число этих существительных.

3. — Допишите пропущенные окончания, указав число имен существительных.

Счастлив… детвора развил… сь на празднике. Зимн… каникулы быстро кончил… съ. Нов… одежда висел… в шкафу. На улицах сиял.., праздничн… иллюминация. Краен… чернила залил… весь стол. В сенях стояч… деревянн… грабли. Весь народ высыпал.., на улицу. Молодежь охотно ехал… на целину. Наконец наступил., син… сумерки.

При изменении имен существительных по падежам особое внимание надо уделять несклоняемым существительным, образованию формы родительного падежа множественного числа и предупреждению ошибок в глагольном управлении.

1.  — Произносите, как написано.

Радио, какао, фараон, аудитория, аудиенция, патриот, район, почтальон, майор.

—  Определите род и тип склонения этих существительных.

2.  — Просклоняйте имена существительные, поставив во всех формах ударение и выделив окончания.

Щавель, свекла, шоссе (1-й вариант)
Столяр, дремота, такси (2-й вариант)

3.  — Допишите окончания, определите падеж.

Улица Пушкин…, Горък…, Шевченк…
Памятник Пушкин…, Горьк…, Шевченк…

—  В каком падеже надо употреблять фамилии, когда речь идет о названии улицы? (Улица имени кого? — Р.п.)
—  А когда о памятнике? (Памятник поставлен кому? — Д.п.)

4.     — Составьте и запишите словосочетания, укажите число и падеж существительных.

5.  — Употребите существительные, данные в скобках, в нужном падеже:

Ваня кормил зайчика листьями (капуста).
В зоопарке мы долго любовались (обезьяны).
Я соскучилась (сестра).
Трудно было приблизиться (берег).
Солнышко редко выглядывает (тучи).
Мы часто беспокоились (отец).
Я очень доволен (победа).

6. — Составьте   словосочетания,   укажите   падеж имени существительного:

7. — Допишите нужное существительное, укажите его падеж.

Любовь, интерес, ненависть к …
Отчет, заявление, мечта о …
Увидел, встретил, заметил, обидел …
Рад, сказал, посоветовал, передал …
Шел, говорил, сидел, поссорился …
Написал, подумал, вспомнил, сказал …

Имя прилагательное

Данная тема позволяет не только работать над разграничением значений однокоренных прилагательных и их сочетаемостью с именами существительными, но и закрепить нормы согласования в тех случаях, когда учащиеся затрудняются в определении рода имен существительных.

1. — Составьте словосочетания,  объясните значения имен прилагательных.

Болотная        / местность
Болотистая / трава

Рыбный / хвост
Рыбий    / суп

Далекий / лес
Дальний / друг

2. — Измените по падежам словосочетания, выделите окончания.

Mo … фамили…, больш… мозоль (1-й вариант)
Нов… пальто, ярк… пламя (2-й вариант)

Местоимение

Изучение личных местоимений позволяет предупреждать ошибки в их образовании, в неоправданном повторе имен существительных, в нарушении связи между местоимением и тем словом, на которое оно укгвывает.

1.  — Определите лицо и число местоимений я, ты, он, измените их но падежам.

—  Просклоняйте местоимения он, она, оно, они с предлогами.
—  Найдите и исправьте речевые ошибки.

Ихние гнезда находятся на земле. Мене не дали яблоко. Он подошел к ей и помог встать. Мне ничего не жалко для ее. Все смеялись с него.

2.  — Найдите и исправьте речевые ошибки.

а)  Мы с мамой поехали смотреть иллюминацию. Она была очень красивая.
б)  Я видела детей с шарами. Они были красные, синие, желтые, зеленые.
в)  Мальчики показали дятла прохожему. Они поймали его, когда он высунулся из гнезда.

3.  — Устраните повтор одних и тех же слов.

У школы рос дуб. Дуб широко раскинул свои ветви. Ребята любят сидеть около дуба. Ребята часто там играют.

Глагол

При изучении этой части речи полезно целенаправленно работать над разграничением лексического значения похожих глаголов и уточнением значения однокоренных глаголов, над их сочетаемостью с другими словами.

1. — Составьте и запишите словосочетания.

2. — Чем отличается каждая пара глаголов? Составьте и запишите словосочетания.

3. — Найдите и исправьте речевые ошибки.

Девочка ложит книгу в портфель. От тяжести пароход покривился на бок. Мальчик загородил лицо руками. Саша увидел ежа и всадил его в кепку. Солнце лучше стало подогревать землю. Хлынула гроза. Колхозники садят картофель, овес, пшеницу.

Изменение глаголов по временам позволяет усвоить нормы литературного произношения некоторых глаголов.

1. — Образуйте прошедшее время глаголов, измените их по родам и числам. Во всех формах поставьте ударение.

Задать, …, …, …, …
Занять, …, …, …, …
Звонить, .., …, …, …
Начать, …, …, …, …

2. — Измените глаголы заострить и баловать по числам, во всех формах поставьте ударение.

Единственное число                            Множественное число

1  лицо
2  лицо
3  лицо

Работа по определению спряжения глаголов не только помогает закрепить нормы произношения, но и позволяет знакомить учащихся с трудными случаями образования отдельных глагольных форм.

1. — Правильно прочитайте глаголы, определите их спряжение
(В словах первого столбика ударение падает на первый слог, во втором столбике — на второй слог, в третьем столбике — на третий).

кашлянуть          занять            баловать
клеить                   заржаветь    заострить
морщить              кроить            ободрить
начать              положить
понять

2. — Измените глаголы по лицам и числам, определите их спряжение.

Бежать, хотеть, поскользнуться, шелестеть, победить, полоскать, голосить, задать, печь, пылесосить.

3. — Найдите и исправьте речевые ошибки, укажите спряжение глаголов.

Лиса стала грызти проволоку. Река медленно текет по равнине. Все люди хочут попасть на парад. Я хорошо ездию на велосипеде. Стери с доски. Заяц убег от волка.

Предложение

С первого класса начинается работа по предупреждению ошибок в нарушении границ предложения и порядка слов в нем.

1.  — Спишите текст. В конце каждого предложения ставьте точки:

Поздняя осень холодно ветер сбивает последние листья скоро наступит зима.

2. — Найдите и исправьте ошибки в построении предложений. Когда кот запустил в гнездо лапу. Дрозд бросился на него.

Мальчик прислонился к скирде соломы. И уснул. Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края. Поймал Сережа чижа. И посадил в клетку. Когда девочка пришла на речку. Она стала читать.

3. — Из данных слов составьте и запишите предложения.

Деревне, летом, Надя, жила, в.
За, ребята, ходили, часто, грибами, лес, в.
Много, в, грибов, лесу, находили, дети.

Со второго класса следует обращать внимание учащихся на координацию главных членов предложения и употребление однородных членов.

1. — Найдите и исправьте речевые ошибки. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Группа разведчиков пойдут в тыл врага. Весь народ радовались победе. Я с мамой собрались в гости. Большинство ребят ушли домой. Несколько человек сажали деревья. Люба собирает ромашки, а потом плела венок. Ряд домов тянулись вдоль оврага.

2. — Найдите и исправьте ошибки в построении предложений.

В саду собирают яблоки, фрукты, груши. По площади четким строем шли офицеры и моряки. Все люди и дети идут на площадь. Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.

Обзор основных грамматических тем начальной школы позволил нам показать разнообразие вариантов работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников.

Как указывалось выше, формой контроля за качеством усвоения речевого материала могут быть карточки для индивидуальной работы и стилистические диктанты. Методика проведения последних описана применительно лишь к средней школе. Но практика апробации стилистических диктантов в начальной школе показывает, что трудности у учащихся вызывает не сам вид работы, а используемый языковой материал. Отсюда вытекает ряд методических требований к проведению стилистических диктантов в начальной школе:

— языковой материал должен быть доступен младшим школьникам и аналогичен содержанию речевых разминок и карточек индивидуальной работы;
— вначале надо дословно записывать диктуемый языковой материал и вести исправление на основе зрительного восприятия (зачеркивание ошибок и надписывание правильного варианта);
— позднее ученики, воспринимая на слух диктуемый языковой материал, будут записывать только правильный вариант высказывания.

Стилистические диктанты можно классифицировать: по форме записи; по подбору языкового материала:

— по форме записи;
— по подбору языкового материла:
позволяет проверить умение исправлять ошибки определенного вида;
позволяет проверить умение исправлять ошибки разных видов.

Например, значительные трудности у младших школьников вызывает глагольное управление и точность использования слов, их лексическая сочетаемость.

1. — Запишите предложения. Поставьте существительные в нужный падеж, обозначьте его.

Я соскучился за сестрой. На берег трудно приблизиться. Героиня была удостоена орденом. Мой друг выделялся от других ребят. Солнышко редко выглядывает сквозь тучи.

2. — Запишите предложения. Замените неудачно употребленное слово.

Лебедь сел на воду и загнул крылья. На лугу паслось стада лошадей. Товарищ нанес мне большую помощь. Самолет проехал путь за два часа. Вокруг санатория раскинулись поля ржи и силоса. У негров черная шкура. Ветер постепенно входил в силу. Он собрался с мощью и ударил.

Контрольный стилистический диктант должен содержать языковой материал на несколько видов речевых погрешностей.

— Запишите диктуемые предложения правильно.

  1. На этих экскурсиях участвует весь класс.
  2. Смелые люди смело защищали Родину.
  3. Мы увидели на дереве огромный дупло.
  4. У девочки пальцы в черниле.
  5. Советские воины не щадили своей жизнью.
  6. С веселым писканьем из кустов вылетели птенцы.
  7. Все лето была дождевая погода.

Итак, эффективность работы по совершенствованию речи младших школьников во многом зависит от разнообразия видов этой работы и богатства языкового материала. Вот почему каждый учитель должен иметь свою копилку речевых погрешностей учащихся.

Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, почти не требуя дополнительного времени, не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить сами грамматические понятия, подводит к осознанию роли изучаемых грамматических единиц в речи, в живом общении между людьми.

Систематическое включение в уроки родного языка элементов работы над культурой речи: исправление речи учащихся, ознакомление их с нормой и этикой, анализ допущенных речевых ошибок и исправление их, анализ образцов и подражание им, тренировка учащихся в выразительной речи, создание атмосферы культуры речи — все это постепенно формирует у учащихся хорошую речь, которая служит им средством интеллектуальной деятельности и общения, показателем, индикатором их образованности и развития.

Теги : нормы литературного языка, литературный язык и языковая норма, нормы литературного русского языка, основные нормы литературного языка

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 7870 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!