Воспитание любви к Родине

Родителям важно подчеркнуть, что в нашем обществе семья является ближайшим к ребенку кол­лективом. Именно здесь он получает первые представления о Родине, своем родном городе, крае, хозяйственной деятельности людей, о взаимоотношениях между людьми и пр.

От родителей дети узнают о патриотизме и героизме, о хороших и плохих людях, о долге, справедливости, смелости, отваге. Семья впервые закладывает гражданские качества личности. Одной из задач семейного воспитания уже в ран­нем возрасте является формирование у них высоких патриотических чувств.

От родных и близких людей, от духовного общения с ни­ми юный гражданин приходит к великому представлению о Родине.

Родители должны знать, что познание Родины, формиро­вание любви к ней происходит в единстве мыслей и чувств. Исключительно важным является то, что, узнавая свою стра­ну, маленький человек открывает в себе гражданина, гордит­ся тем, что он сын России. В сознании ребенка постепенно складывается четкое представление о на­шей великой стране.

Характеризуя различные формы работы с детьми, важно обратить внимание родителей на то, что уже со 2-го класса желательно вовлекать детей в различные «путешествия» по России. Первые «путешествия» — это рассказы ро­дителей, других старших членов семьи о нашей Родине, прежде всего о родном селе, городе, области, о прошлом, на­стоящем и будущем родного края. Такие рассказы должны начинаться с того, что дети видят в жизни.

Младшие школьники с удовольствием слушают такие рассказы, смотрят картины, посещают выставки, музеи, Поэто­му важно в подобных мероприятиям родителям, другим стар­шим стремиться к тому, чтобы дети переживали высокую патриотическую гордость, осознали, что настоящими патриотами в нашей стране являются те, кто честно трудится; бо­рется, отдает свои силы во имя будущего, во имя торжества великих идеалов.

Самое главное в беседах — сказать о людях. Особенно о старшем поколении.

При раскрытии вопроса о воспитательных возможностях путешествий родителей с детьми важно обратить внимание на летние поездки детей с родителями по стране, походы по родному краю. Здесь школьники имеют возможность живо воспринимать просторы Родины, ее города, природу, быт людей.

Лектору следует обратить внимание на то, что родители должны больше, уделять внимания совместному с детьми вре­мяпрепровождению. Источником сильных эмоциональных воздействий для младших школьников как раз и являются туристические походы и поездки по стране. Именно здесь ребенок начинает понимать, что сам он в этом обще­стве что-то значит, что его дом, улица, село, где он родился, школа, в которой учился, что-то стоят в нашем обществе. Любовь к Родине проявляется у него через массу привязанностей, он видит, что все дорогое и родное, окружаю­щее с детства, — все это Родина, которая начинается с роди­тельского дома, родной семьи. Все это наполняет горячей любовью, преданностью ребячьи сердца.

Далее следует остановиться на роли традиций в семей­ном воспитании. Во многих семьях сложились определенные традиции в воспитании детей: активное участие родителей в жизни класса, где учится их сын или дочь, совместные посе­щения памятных мест, краеведческих музеев, участие в субботниках и др. Хорошо, если в семье ис­пользуются и такие формы воспитания, как беседы о своем производстве, товарищах по работе, обсуждение просмотрен­ных фильмов, участие в праздничных мероприятиях.

В таких семьях дети видят в лице родителей своих дру­зей, с которыми можно обо всем поговорить, посоветоваться, спросить. Духовная близость отцов и детей помогает форми­ровать у ребят высокие нравственные качества. Стиль жизни семьи, ее нравственные устои передаются детям.

Лектору особо следует подчеркнуть, что большинство школьников за образец в своей жизни, как показывает опыт семейного воспитания, берут именно родителей. Из отноше­ния к близким людям начинают складываться отношения к Отечеству.

Обратимся к примерам:

Ученик 4-го класса Гена Е. говорит: «Своих родителей я очень люблю за то, что это мои родители. Папа имеет орде­на, медали, но больше всего он дорожит орденом «Знак По­чета». Я хочу равняться на него».

Наташа Р., ученица 3-то класса — «Я горжусь своими родителями. Они простые честные люди, уважаемые на ра­боте».

Особо следует остановиться на героико-патриотическом воспитании в семье. Это важно потому, что многие родители выражают явное недопонимание данной проблемы. А при­чиной в большинстве случаев является то, что семейное воспитание как-то обходит стороной формирование у ребенка гражданских чувств. Родители в этом вопросе в основном полагаются на школу, радио, телевидение, прессу. Но этого недостаточно. Одно дело, когда дети приобщаются в учени­ческих коллективах  к  разнообразной воспитательной рабо­те, экскурсиям, просмотрам кинофильмов, спектаклей, но совсем другое дело, когда в свободное время дети вместе с родителями посещают музеи, выставки, другие памятные ме­ста.

Уместно обратиться к слушателям с вопросами: «А многие ли родители делятся впечатлениями о своём трудовом дне, о других важных событиях, интересуются заветными мечтами своих детей? А всегда ли прививаем им трепетно-воспитатель­ное отношение, скажем, к праздничным датам? Часто ли показываем на конкретных примерах хотя бысобственной семьи, каков он, наш образ жизни?».

Одновременно необходимо заметить, что у каждого школьника важно не только пробудить чувство любви к Родине, но и сформировать образ мыслей и поведения, харак­терный для патриота и гражданина, активную жизненную позицию.

В любой области, и в нашей, в частности, много памятных мест, именных улиц, школ, памятников, мемориальных плит. Посмотрите вокруг, родители! И часто можно ви­деть возле таких исторических памятников группы школьников, особенно младших, возлагающие венки. Радостное ведь событие, не правда ли? А вот вы, родители, живущие рядом с мемориалом, хоть раз подошли к нему вместе с сыном или дочерью, возложили цветы или просто минутой мол­чания почтили память павших? Ребятам это очень нужно и хотелось бы, чтобы такое было все чаще и чаще.

Родным становится то, во что человек вложил частицу са­мого себя — это жизненная закономерность. Что уже сегод­ня сделает ребенок для школы, для родной улицы, для дома, в котором живет? Берегут ли дети свой дом, заботятся ли о зеленых насаждениях, о сохранности оборудования спор­тивных и игровых площадок? — многое в этом зависит от родителей.

Лектору следует обратить внимание родителей на нега­тивные проявления в поведении детей. Порой они не все умеют достойно и тактично вести себя у памятных мест, име­ющих большую историческую ценность.

В результате повседневного общения родителей с детьми у них накапливается опыт положительного поведения. Отсю­да главная задача родителей, других старших в воспитании— соединить в единую систему формирование знаний, отноше­ний и действий. При этом важно отметить, что наибольшие возможности в деле воспитания любви к Родине имеют прак­тические дела детей, возможно вместе с родителями, на благо семьи, школы, общества.

В беседе учитель может конкретизировать виды деятель­ности ребят на основе «Примерного содержания воспитания учащихся.

Родителям желательно рекомендовать включить своих де­тей в общественно-полезные дела. Так, учащихся 1—2-го клас­сов можно привлекать к озеленению двора детского сада и организации «зеленого» патруля на этом участке, изготовле­нию подарков детям подшефного детского сада, разучивание с ними стихотворений, песен, сбор открыток о родном горо­де или посвященным знаменательным датам, оформление альбомов, подборка материала для стенда «Где и как работа­ют наши родители»; шефство над памятником, т. е. участие в операции «Никто не забыт и ничто не забыто».

Учащиеся 3-4 классов вовлекаются в работу по охране птиц, работу следопытов по сбору материала о знат­ных людях своего села, микрорайона; знакомятся с патрио­тическими поступками родителей и родственников, собирают коллекции почтовых марок, художественных открыток, готовятся к участию в военно-спортивной иг­ре и участвуют в ней

Педагог в беседе должен напомнить родителям, что про­извольность действий младших школьников развита слабо и нуждается в системе педагогических подкреплений, в помо­щи родителей и других взрослых.

В заключение беседы следует обратить внимание родителей на то, что очень нужно нам, взрослым, находить время и вместе с детьми ходить на праздники, в музеи, кинотеатры, посмотреть телепередачу, почитать и даже обсудить отдельные выступления. Поинтересоваться, что хорошего в школе, кружке. Побеседовать о том, что нового в нашем городе, области, стране и пр.

И если мы не воспитаем у своих детей святое чувство любви к Родине, к нашему прошлому, настоящему и будущему, не раскроем детям масштабность наших планов, не сфор­мируем готовность осуществить их, откуда же возьмется все это у молодежи? Кто же тогда это сделает?

Детские впечатления, пронесенные через годы, со време­нем все более глубоко осмысливаются и становятся той осно­вой, на которой формируются убеждения и идеалы. И в этом семья должна сыграть ведущую роль.

Теги : воспитание любви к родине, воспитание любви к малой родине, воспитание патриотизма у детей, воспитание патриотизма у школьников, воспитание патриотизма у дошкольников, воспитание чувства патриотизма, воспитание патриотизма в семье, любить родину дети

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1046 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!