Воспитание прилежания у первоклассников

Вчерашний дошкольник сегодня стал первоклассником. Школьное обучение предъявляет высокие требования к зрелости такого качества личности, как умение регулировать собственное поведение.

Практика показывает, что особенно сильно отсутствие должной произвольности поведения ска­зывается на домашней части учения. Тут никто не руководит поведением школьника так, как это делают в классе. Все не­обходимые команды ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих команд, или не умеет отдать их себе, или не умеет их выполнить.

Что же можно посоветовать родителям, если их сын или дочь не могут «усидеть за уроками»? В общих словах мож­но ответить так: предстоит нелегкая и довольно долгая ра­бота по формированию у школьника умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

Начнем с самого простого — с игр. Старайтесь подобрать для ребенка такие игры, которые не превращались бы в простую возню или в которых выигрыш зависел бы только от случая (например, в какую лунку закатится шарик). Если играете в «магазин», дайте ребенку побольше разных пору­чений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сдела­ны совершенно точно по заданию. Если идет военная игра, назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребенок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.

Можно вместе с ребенком выполнять какое-то дело, на­пример, заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает, Можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ваш сын или дочь. Пусть на первых порах посуда будет пло­хо вытерта, а книгу придется читать совсем неинтересную для вас, ничего страшного, зато в ходе такой совместной работы ваш ребенок приобретает умение целиком отдаваться выполняемому делу.

Часто родители жалуются, что школьник непослушен, В Чем же причина непослушания? Во-первых, это результат не­правильного воспитания ребенка в семье. Родители часто своего сына или дочь считают самыми лучшими, потворствуя их капризам, балуют.

Во-вторых, это следствие разноречивых влияний на детей со стороны школы и семьи, точнее сказать, если кто-то из членов семьи действует вразрез с требованиями школы или, во всяком случае, не поддерживает школу.

В-третьих, нечуткое отношение к детям, игнорирование очень острых и мучительных переживаний, которые возникают в связи с теми или иными событиями в школе.

Какие же могут возникать у ребенка переживания в связи с поступлением в школу?

Он стал школьником. До школы основным видом дея­тельности, влияющим на его психическое развитие, была иг­ра. В школе ведущим видом становится учебная деятельность. Учение — это труд, требующий волевых усилий, преодоления трудностей,— не все дети готовы к нему. Желание стать школьником иногда исчезает через месяц-два обучения в шко­ле. Если привычки к трудовому усилию не сформированы у ребенка, то вскоре учение для него становится в тягость.

Надо задуматься над негативными сторонами в поведе­нии школьника, а не наказывать его. Найти причину. Самое главное — научить ребенка выполнять режим дня. Эта при­вычка даст возможность в дальнейшем рационально распре­делять время.

Что можно порекомендовать родителям при составлении режима дня? Советуем придерживаться следующих положений:

а)     в режиме можно предусмотреть 1 —1,5 часа дневного сна;

б)     приучите ребенка готовить домашние задания через 2—2,5 часа после школьных занятий;

в)     выполнение уроков не более 1,5 часа (во время выполнения не отвлекаться);

г)      утром вставать не позднее чем за 1 час до ухода в школу (необходимо сделать зарядку, гигиенические процедуры, позавтракать);

д)     идти в школу не спеша — дышать свежим воздухом;

е)      из школы пришел — необходимо переодеться;

ж)      выделите для занятий ребенка постоянное рабочее место (стол, полка). Научите его правильно перелистывать книгу за верхний угол, не смачивая; если ребенок овладеет привычкой смачивать страницу, то это может привести к заражению его яйцеглистом; следите за осанкой первоклассника, желательно, чтобы вместо портфеля у него был ранец.

Рекомендуем примерный режим дня ученика I класса I смены:

1.  Подъем — 7 час.

2.  Гимнастика, обливание, заправка постели — 7-00—7-30.

3.  Завтрак — 7-30—7-50.

4.  Дорога в школу — 7-50—8-15.

5.  Занятия в школе — 8-20—12-30.

6.  Дорога из школы — 12-30—13-00.

7.  Обед — 13-00—13-30.

8.  Дневной сон — 13-30—14-30.

9.  Прогулка — 14-30—16-00.

10. Приготовление уроков — 16-00—17-30.

11. Прогулка — 17-30—19-00.

12. Ужин, свободное время, уборка по дому — 19-00—20-00.

13.Приготовление ко сну — 20-00—20-30.

14.Сон — 20-30—7-00.

Таким образом, в воспитании прилежания выполнение режима дня является влажным и необходимым условием.

Небесполезной может быть памятка, которую вы можете составить вместе с ребенком с учетом конкретных условий его работы.

Например, так:

1.  Садись за уроки в одно и то же время.

2.  Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3.  Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4.  Сотри со стола пыль. Смени, если это необходимо загрязненный лист бумаги.

5.  Проверь на своем ли месте настольная лампа (дальний левый угол).

6.  Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

7.  Приготовь письменные принадлежности, необходимые для занятий.

8.  Положи эти принадлежности на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

9.  Убери со стола все лишнее.

10.    Пришло время начать работу. Сядь на стул удобно, открой учебник…

Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через какое-то время придет к тому, что все эти действий станут для него привычными, и он не будет нуж­даться в такой развернутой форме контроля готовности к работе.

Очень значимым в формирований самостоятельности де­тей является отношение взрослых к первым результатам деятельности учащихся. Одобрение, успех положительно влия­ют на дальнейшую деятельность школьников. Очень важно уметь выслушивать детей. Видеть каждый шаг ребенка в пре­одолении лени, похвалить за положительные результаты, по­мочь в трудностях. Сложные задания необходимо конкрети­зировать. Например, для ученика I класса такая просьба как: «Петя, убери в квартире!», — является иногда слиш­ком общей. Лучше конкретно назвать те дела, которые дол­жен выполнить школьник: «Вымой и вытри посуду. Подме­ти ковер. Вытри пыль на подоконниках и мебели».

Требования со стороны взрослых должны быть посиль­ными и нарастать постепенно.

Часто причина непослушания ребенка кроется в непра­вильном поведении взрослых. Если старшие члены семьи сами неряшливы, грубы, неорганизованны, то им чрезвычайно трудно добиться послушания детей.

Родители должны быть для своих детей примером орга­низованности, честности и трудолюбия.

Как воспитать послушание?

1.  Метод убеждения.

2.  Совместная деятельность родителей и детей в игре, труде.

3.  Помочь в реализации деятельности.

4.  Выполнение режима дня.

5. Специальные меры воздействия — поощрение и нака­зание.

А. С. Макаренко писал: «…Как можно больше требова­тельности к человеку, как можно больше уважения к нему».

а)     сильное педагогическое воздействие оказывает на детей особый вид поощрения — это проявление уважения к ним, как к взрослым, и выражение доверия;

б)    недопустимо поощрение детей деньгами;

в)     нельзя захваливать детей;

г)      всякое поощрение должно быть умеренным;

д)     недопустимы физические наказания;

е)      некоторые родители пытаются заставить детей слушаться путем унижения им человеческого достоинства, обзывают их, дают клички;

ж)     борясь против применений вредных мер наказания, следует вместе с тем предупредить родителей от другой крайности — отрицания вообще каких-бы то ни было наказаний, от либерализма, стихийности в воспитании.

Динамика изменения мер наказания:

1.  Замечание.

2.  Выговор (но не постоянное пиление).

3.  Лишение ребят совместных развлечений.

4.  На некоторое время совсем прекратить разговаривать с ребенком.

5.  Лишение удовольствий (кино, компьютер, телевидение…).

6.  Нельзя злоупотреблять одной мерой наказания, оно может потерять силу.

7.  Применение мер воздействия должно сочетаться со справедливым отношением к ним.

8.  Нельзя наказывать сгоряча. Недопустимы физические наказания.

Разумная родительская любовь формирует у ребенка чув­ство гуманизма, доброе отношение к людям. Но любовь мо­жет быть разной. Порою мать и отец без ума от одного при­косновения к алой щечке сына или дочери, целуют ножки и ручки, упиваясь их физической красотой. При такой любви могут вырастать эгоисты.

Любовь, сочетающаяся с требовательностью, формирует у малыша деятельную доброту к людям.

Грубость по отношению к детям отвратительна. Она уби­вает ростки любви, воспитывает желчность, зависть, лживость, льстивость, подавленность.

Советская семья — это маленький коллектив, который, как и всякий другой, основан на принципе сотрудничества и взаимопомощи. Необходимо добиваться единства мнения се­мейного коллектива, в первую очередь, взрослых, по основ­ным вопросам поведения и воспитания младших. Только при этом условии возможно формирование цельной личности.

Теги : воспитание первоклассника, прилежание детей, прилежный ребенок, воспитание усидчивости, воспитание усидчивости у детей, ребенок не усидчивый

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1265 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!