Значение игр в развитии

Игра — это способ обучения, способ привлечения к определенному образу жизни. Кошка, играя с котятами, учит их подкрадываться, быстро реагировать, хватать, прыгать, изгибаться, всматриваться и вслушиваться. Игра даже у животных происходит, сочетая в себе два момента: удовольствие и пользу.

Игра или, точнее, игровые действия пронизывают всю жизнь ребенка, все его взаимоотношения с взрослыми: и совместную работу, и совместное чтение и слушание музыки, и посещение театра, цирка, зоопарка. Чрезвычайно важно, чтобы эти игровые моменты наполнялись целесообразным материалом, чтобы игра постоянно развивала и память, и воображение, и, главное, готовность к умственному и физическому напряжению. Ребенок совершает игровые действия по своей детской логике. И условия вмешательства в детскую игру зависят от умения учитывать позицию ребенка, считает свои действия серьезной и увлекательным делом.

Конечно, речь не идет о том, что все игры детей, все их удовлетворения должны давать пользу. Но с помощью игры очень легко привлечь детей к полезным делам, к труду. Это позволяет добиться хорошего результата в воспитании. Естественным способом и во многом благодаря воспитателям игра должна стать методом воздействия, педагогическим методом, который объединяет интересное, из не интересного. Например, школьникам предлагается игра «Два с плюсом» (ловкость, сила и сообразительность). Среди задач предусмотрены и покраска забора, и копание ямы.

Дети делятся на группы и получают маршрутный лист. В одном из мест маршрута им предлагают щетки и лопаты, засекают время: на покраску каждой части забора — 20 минут, на копание ямы — 12. Кроме этого, дети должны выполнить задание так, чтобы ни одна капля краски не упала на землю «за каждый разлитый грамм краски снимается пять баллов». И сразу получается идеальный результат: дети стараются так, как вообще никогда не старались. И забор покрашен, и ямы выкопаны, а сколько радости! Затем дети переходят на другое место, где им предлагают интересную шахматную задачу или розыгрыш футбольной комбинации подобное. В рамках игры, в этом случае, через невольное столкновение с не игровыми действиями развиваются определенные системы игровых взаимодействий.

Требовательность предельная: «Вот здесь разлита краска …». И вполне серьезные оправдания детей: «Но мы исправим … мы сделаем … вот посмотрите ». Диалог никак не игровой. В нем лишь основы игровые. Они поддерживаются игровым настроением, игровыми переживаниями. Ну и, конечно, игровыми правилами, обязанностями, ролями. Дети взяли на себя роль исполнителей, а отца, педагога или кого-то из товарищей назначили судьей. Судья может быть таким придирчивым и суровым, что детям от него поблажек не будет. Такая требовательность нравится, если судья справедлив и относится ко всем одинаково.

Обратим внимание еще на одно: в этой ситуации задачи выполняются будто только на игровой основе, а обязанность остается где-то в стороне. Это не так. В игре, особенно коллективной или групповой, всегда есть обязанность, чувство чести, межличностные зависимости, которые выступают ярче, оказываются более страстно, более темпераментно, чем вне игры, то есть обязанность исполняется как бы изнутри, минуя игровую интригу и игровое правило. Ребенок-судья, скажем, действует справедливо не только потому, что этого требует игра, но и потому, что к этому требованию присоединяется и чувство чести, и высокое детское понимание человеческого достоинства.

Дети говорят: «Мы его первым ставим на эту должность, потому что он справедливый». Итак, реальные ценности берутся за основу взаимоотношений. Таким образом, несмотря на игровую основу, речь идет о серьезном образовании нравственного порядка. Конечно, останется вопрос: «В игре он чувствует обязанность и исполняет ее, а в жизни как» А в жизни все зависит от личного примера взрослых, а также от умения практиковать действия детей. Надо уметь ставить перед детьми бескомпромиссные, прямые требования. Например: «Этот забор мы должны покрасить. Мы обязаны это сделать», «Ямы для столбцов мы должны выкопать, иначе завтра не состоятся соревнования».

Игровая форма позволяет, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой — влиять на воспитание активнее. Для того чтобы игра была интересной и успешной, необходимо всем ее участникам, независимо от возраста, выполнять правила и требования ролей, которые они на себя берут. Когда отец играет с детьми в пиратов, на него нападают малыши, сваливают, срывают повязки и забирают «в плен». Разумеется, такое отношение к себе нельзя допустить других условий. Но в этом случае взрослый полностью подчинился правилам игры, на игровые действия ответил игровыми: шел с поднятыми руками и даже не улыбался. Иначе игра не получилась бы.

Разумеется, во время игры любой участник может войти в азарт: начнет доказывать что-то, спорить, сердиться. Но все эти эмоции, если они не выходят за пределы игровых требований, лишь укрепляют взаимодействие. В игре, если хотите, взрослый какой-то степени становится ребенком, а точнее, занимает позицию ребенка. И эта позиция дает ему возможность мгновенно войти в мир детских переживаний, духовных ценностей, в структуру коллектива. Кроме того, игра настолько раскрывает характеры детей, наблюдательному человеку сразу становятся понятны их настоящее отношение друг к другу. Но и взрослый, если он сознательно прибегает к игровым действиям, вызывает интерес у детей.

Теги : цели и задачи игры, задачи подвижных игр, задачи развивающих игр, суть игры, игра есть контакт, какие виды игр есть, игра как средство развития, игра как средство развития ребенка, роль игры в развитии ребенка, развитие игры в дошкольном возрасте, игра как средство развития дошкольника, влияние игры на развитие ребенка, развитие ребенка через игру, значение игры в развитии ребенка

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 300 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!